Ученые мазхаба Ханафийа делят хадисы по санадам на три категории:
1. Мутаватир — лексически этот термин означает «множество». Согласно же терминологии ученых он означает, что людей, передавших хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам в первом, втором и третьем звеньях цепи санада, было такое множество, что это исключает возможность их сговора с целью искажения передаваемого сведения. К примеру, один хадис от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам передали тридцать сподвижников. Этот же хадис, от этих тридцати сподвижников, передали столько же или еще больше табиъинов, а от последних — столько же табаъ табиъинов. Такой хадис называется мутаватир.
Хадисы о совершении Пророком саллаллаху алайхи васаллам омовения, намаза, хаджа, соблюдении им поста, произнесении хутбы (проповеди) в пятничном намазе, о таких действиях, как азан[1], икама (такбир)[2], ввиду того, что они происходили многократно и при огромном количестве людей, рассказаны очень многими. Такие хадисы и считаются мутаватир.
Кроме того, многие хадисы, где сказано: «Кто от моего имени умышленно скажет неправду, пусть занимает свое место в аду», также относятся к категории мутаватир. Человек, отрицающий положение, установленное хадисом мутаватир, становится кафиром (неверным). Человек же, признающий его, но не выполняющий, тем самым совершает великий грех.
2. Машхур — это хадисы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, количество передатчиков — сподвижников которых не достигает уровня хадисов мутаватир. Хадисы машхур отличаются от хадисов мутаватир лишь тем, что их передавали от Пророка саллаллаху алайхи васаллам относительно меньшее число сподвижников.
К хадисам машхур относятся такие хадисы, как «Поистине, деяния зависят от намерений», «Ислам возведен на пяти столпах». Тот, кто отрицает положение, установленное хадисом машхур, становится нечестивцем (фасиком)[3]. Не исполняющий его становится грешником. Как хадисы мутаватир, так и хадисы машхур конкретизируют общие положения Священного Куръана, констатируя их как категоричное положение.
3. Ахàд — словарное значение этого слова «малое количество людей (люди в меньшинстве)». В терминологии ученых так называются хадисы, количество передатчиков которых в первые три столетия хиджры не достигло уровня мутаватир. Исполнение положения, установленного хадисом категории ахàд, является ваджибом. Человек, не исполняющий предписания такого хадиса, становится грешником из-за игнорирования и невыполнения предписания ваджиб (тарку ваджиб).
В то же время ученые определили некоторые условия исполнения конкретного положения, установленного хадисом ахàд. В частности, ученые ханафитского мазхаба выдвинули три условия следования хадисам ахàд:
1. Человек, передающий хадис ахàд, не должен сам поступать вопреки этому хадису. Если передатчик говорит одно, но сам поступает иначе, то люди следуют не его словам, а его поступкам, так как этот передатчик может не исполнять сказанного в хадисе только в том случае, если он знает, что хадис является отмененным (стал мансухом).
Поэтому люди не соблюдали указание хадиса, который передал Абу Хурайра радияллаху анху, где говорится о необходимости семикратного промывания посуды, которую лизнула собака. Ибо сам Абу Хурайра радияллаху анху такую посуду мыл три раза. Ученые признали верным соблюдение именно этого положения.
2. Действие, изложенное в хадисе ахàд, не должно быть часто повторявшимся и совершавшимся в присутствии большого количества людей. Именно поэтому ханафиты не выполняли переданного в таком хадисе положения о поднятии в намазе обеих рук перед совершением рукуъ.
Это часто повторяющееся действие, которое не могло быть скрыто от большого количества людей, поскольку намаз совершается постоянно и все действия в намазе установлены положениями хадисов мутаватир. Сам факт, что хадис о поднятии рук перед рукуъ является хадисом ахàд, вызывает сомнения. Если бы это действие было на уровне других деяний, оно утвердилось бы хадисом мутаватир.
3. Переданное в хадисе «ахàд» не должно противоречить основам шариата. Примером этого может быть переданный Абу Хурайрой радияллаху анху хадис о том, что человек, который доит молоко чужой овцы с полным выменем, отдает за молоко финики в количестве одного саъ[4]. Тогда как согласно шариату за полученное следует отдавать равноценное вознаграждение.
К тому же, есть вероятность, что этот хадис, переданный Абу Хурайрой, подвергался насху (стал мансухом).
[1] Азан (أذان) — досл. «уведомление», «извещение»; оповещение о наступлении времени фард-намаза с использованием определенных фраз. Азан провозглашается муаззином («оповестителем»).
[2] Икама (إقامة) — досл. «поставление», «установление»; слова, провозглашаемые перед фард-намазами для призыва общины мусульман выстроиться в ряды. (Слова икамы те же, что и в азане, разве что в икаме дополнительно произносится фраза «кад каматис солат»). Икаму также называют такбиром.
[3] Фасик (فاسق) — досл. «совершающий фиск» — нечестивец; фиск обозначает «раскалывание оболочки и выходиз нее»; то есть, фасик это человек, вышедший изповиновения Аллаху и совершающий греховные деяния безстеснения и сокрытия. Обычно фасиком называется грешивший мусульманин. Однако в Священном Куръане, в зависимости от тематики, также иногда фасиком называются неверные и лицемеры (мунафики).
[4] Саъ (صاع) — мера объема для сыпучих тел. Так назывался сосуд вместимостью 2,75 л. Согласно ученым фикха шафиъитов и ученых Хиджаза, один саъ равен 2751 гр. (что равняется четырем муддам, а по весу равняется 2176 гр.). По Абу Ханифе и иракским факихам эта мера равна 3800 гр.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.