Некоторые из числа людей бидъы утверждали, что до умершего не доходит саваб ни от молитвы и ни от какого-либо другого деяния. Это их утверждение опровергнуто вышеприведенными доказательствами из Куръана и Сунны.
Доказательства людей бидъы:
1. «И что человеку нет ничего, кроме того, к чему он стремился» (сура «Наджм», аят 39).
2. «И не будете вознаграждены, кроме как за то, что делали» (сура «Йа Сиин», аят 54).
3. «Ей [душе] — на благо то, что приобрела, и ей [душе] — во вред то, что приобрела» (сура «Бакара», аят 286).
4. «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, когда человек умирает, прерываются его деяния, кроме трех: действующей милостыни (садакатул джарийа), праведного потомка, возносящего за него молитвы и знания, приносящего пользу после него!».
Передал Муслим.
Ответы на доводы людей бидъы следующие:
Во-первых, на приведение ими аята «И что человеку нет ничего, кроме того, к чему он стремился» (сура «Наджм», аят 39) дается такой ответ: прежде всего надо отметить, что человек своими стараниями и усилиями заводит друзей, вступает в брак, обретает детей, совершает благодеяния. Если они возводят молитву за него, прося у Всевышнего Аллаха проявления милосердия к нему, то это и будет следствием его стараний.
Во-вторых, в Священном Куръане не сказано, что для человека нет пользы от стараний и усилий другого человека. Куръан только говорит, что человек не может овладеть стараниями и усилиями другого человека.
Разница между ними, то есть между неимением пользы от стараний (усилий) другого человека и неовладением его стараниями (усилиями) очевидна.
Всевышний Аллах извещает о том, что человек обладает только своими стараниями (усилиями), а стараниями (усилиями) другого обладает тот, другой человек. Обладатель же волен в своих действиях: если ему угодно, он оставляет себе то, чем владеет, при желании отдает это другому.
Увязывание этого аята с предыдущим подкрепляет наш ответ. Поскольку в предшествующем ему в Куръане аяте сказано:
«Что не понесет несущая [душа] ношу другой» (сура «Наджм», аят 38). А это означает, что Всевышний Аллах никого не подвергнет наказанию по вине другого, что никому не воздаст за греховные деяния другого. И к тому же каждый человек спасется от наказания только своим деянием, а не деянием другого человека. Только в таком случае рассеются иллюзии людей о том, что человек может спастись деяниями своих предков, прошедших своих родственников и своих шейхов.
Смысл аята «Ей [душе] — на благо то, что приобрела, и ей [душе] — во вред то, что приобрела» (сура «Бакара», аят 286) схож со смыслом предыдущего аята. Под приобретенным здесь подразумеваются поступки, деяния. Каждый является владельцем своих приобретений — совершенных деяний, и не может один владелец обладать приобретениями — деяниями другого. Каждый подвергнется наказанию за совершенные им греховные деяния, но никак не за греховные поступки другого человека.
Теперь если взять аят «И не будете вознаграждены, кроме как за то, что делали» (сура «Йа Сиин», аят 54), то в целиком этот аят выглядит так: «И сегодня не будет поступлено несправедливо с душой нисколько. И не будете вознаграждены, кроме как за то, что делали» (сура «Йа Сиин», аят 54).
То есть этим утверждается, что один человек не будет подвергнут наказанию из-за содеянного другим. Но не говорится о неполучении пользы одним от деяния другого.
Теперь относительно хадиса, где сказано о том, что после смерти человека его деяния прервутся. Само использование этого хадиса в данном случае в качестве доказательства неверно. Потому что в нем сказано «будут срезаны деяния», а не «будет срезано поступление ему пользы». Обладателем каждого деяния является совершающий его. Если пожелает, он может взять себе, пожелает, может посвятить другому».
Памятка
В качестве примечания к вопросу о получении покойником пользы от деяния живых людей скажем следующее:
Большинство улемов Ахлус сунна вал джамаъа высказывались в пользу того, что покойник получает пользу от деяния другого (живого) человека. Приверженцы мазхаба Муътазилийа говорили, что пользы покойник не получает.
Благотворительность, молитвы и другие подобные дела, совершаемые за покойного, не составляют основу шариата. Они являются лишь дополнением. Основой являются только деяния, которые человек совершал сам.
Поэтому жить в этом мире с мыслью о том, что после смерти польза будет поступать от деяний других людей, и не соблюдать при этом предписания шариата, совершенно неверно. Кое-где встречаются даже группы людей, которые под религией понимают совершение раз в год худайи — жертвоприношение и угощение с богоугодной целью.
Положение о существовании пользы для умершего от деяний другого не было придумано преобладающим большинством улемов. Напротив, они объявили это положение, основываясь на аятах и хадисах, приводя их в качестве аргументов и доводов. Поэтому следует правильно понимать это положение и правильно следовать ему.
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.