Поскольку мы изучаем вопрос о существовании таких изречений и деяний Пророка саллаллаху алайхи васаллам, которые представляют собой религиозные положения и должны соблюдаться мусульманами, а также тех, которые не являются положениями шариата, то возникает необходимость рассмотреть еще один аспект. А именно то, что те изречения в сунне, которые, имея форму повеления (указания) делать что-то, или отвращения (предостережения) от исполнения чего-либо, носят характер иршада — наставления и совета.
Ученые науки усулул фикх называют подобные повеления и предостережения наставительными, то есть наставительными указаниями (амру иршади) и наставительными отвращениями (нахйу иршади). В данном случае, даже если указание имеет форму повеления делать что-то, а предостережение — форму отвращения от чего-то, они не входят в категорию положений, исполнение или не исполнение требований которых осуществляется с намерением получить саваб или удостоиться довольства Аллаха.
Ученые приводят аяты Священного Куръана, подтверждающие это. В частности, Всевышний Аллах в суре «Бакара» повелевает мусульманам:
«И приведите свидетелей, когда заключаете торговую сделку между собой…» (аят 282).
Известно, что исполнение повелений Всевышнего Аллаха является фардом для правоверных мусульман. Данный священный аят как раз является одним из повелений Аллаха. Тогда почему же так часто мы совершаем сделки по купле-продаже без свидетелей? Потому что так поступали Пророк саллаллаху алайхи васаллам и его почтенные сподвижники, да и все мусульмане последующих поколений. Они прекрасно знали, что повеление в этом аяте носит наставительный характер.
Всевышний Аллах, обращаясь к Своим правоверным рабам, в суре «Маида» повелевает:
«О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о [всяких] вещах: если обнаружатся вам, будут неприятны [они] вам» (аят 101).
Хотя смысл аята представляет собой Божественное отвращение от конкретного действия (нахйу илахи), все же мусульмане продолжают задавать интересующие их вопросы. Это объясняется тем, что данное отвращение от действия имеет рекомендательный характер, то есть является нахйу иршади.
Здесь следует отметить один тонкий момент. Всем известно, что исполнение некоторых повелений и отвращений считается мандубом. Тогда возникает вопрос, какова же разница между мандубом и иршадом (амру иршади, нахйу иршади)? На этот вопрос ученые отвечают: «Мандуб — это категория деяний, которые принесут пользу в Судный день, а иршад — деяния, полезные в мирской жизни».
Именно поэтому, несмотря на хадис (переданный имамом Бухари от Абу Хурайры радияллаху анху), в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повелел своим последователям: «Иудеи и христиане не используют хну (для своих волос и бороды), вы же поступайте вопреки тому», Али ибн Абу Талиб, Убайй ибн Каъб, Салама ибн ал-Акваъ, Анас ибн Малик и многие другие сподвижники радияллаху анхум не красили волосы и бороду хной. Потому что они хорошо знали, что данное указание Пророка саллаллаху алайхи васаллам было амру иршади, то есть носило наставительный, рекомендательный характер.
Следовательно, исполнение наставительных повелений и отвращений является добровольным делом. Может возникнуть вопрос, что лучше: следовать этим наставлениям или не следовать? Несомненно, лучше следовать им, поскольку это рекомендации Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Однако и те, кто следует, и те, кто не следует им, не должны обвинять друг друга. Те, кто не желает следовать таким рекомендациям, могут не следовать — в этом нет никакой провинности или греха. Но они не должны распространять всякие пересуды о тех, кто им следует, и тем самым порождать разногласия. Точно так же те, кто хочет следовать таким наставлениям, могут следовать им. Но и они не должны осуждать остальных, хвастаться тем, что они делают, и сеять раздор.
При всем этом ученые выдвигают одно условие — подобные нейтральные деяния (то, что можно и соблюдать, и не соблюдать) не должны противоречить традициям и обычаям местного народа. Во избежание голословности, приведем цитату из высказываний наших ученых.
Имам Ибн Хаджар ал-Аскалани в своем знаменитом комментарии «Фатхул Бари», написанном к сборнику хадисов «Сахих» имама Бухари, приведя высказывания ученых об окрашивании волос и бороды хной, говорит: «И все же окрашивание хной лучше. Поскольку в этом есть повиновение повелению и действие вопреки людям книги. Также это оберегает волосы и бороду от пыли и других подобных воздействий. Вместе с тем, если местное население не пользуется хной и применивший ее стал бы выделяться среди остальных людей, то лучше отказаться от ее использования».
В подобных деликатных вопросах лучше обращаться к ученым, заслуживающим доверия.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.