Передается от Каъба ибн Малика радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Того, кто изучит знание ради ссоры с учеными, чтобы показать себя, беря верх над слабоумными, либо для привлечения к себе внимания людей, Аллах водворит в Ад≫. Эти два хадиса передали Тирмизи и Ибн Маджа.
Пояснение: Этот хадис передается от Каъба ибн Малика радияллаху анху. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предупреждает о трех опасных деяниях, которых нужно остерегаться в обретении знаний: Ищущий знаний: 1. Не должен изучать знания ради затеи ≪ссоры с учеными≫. Доскональное изучение какого-либо знания не должно преследовать цель потягаться, поспорить с учеными, развязать скандал, заставить умолкнуть всех, победив их в словесной баталии. 2. Не должен добиваться обретения знаний ≪чтобы показать себя, беря верх над слабоумными≫. Ученому не позволительно допускать намерение об обретении знания, чтобы победить несообразительных людей и ошеломить их этим. 3. Не должен изучать знания ≪для привлечения к себе внимания≫. Не следует обретать знания, чтобы люди с восхищением говорили ≪такой-то стал чтецом Куръана, стал муллой, вот это да!≫.
Изучение знаний с подобным намерением не предвещает ничего хорошего. Всевышний Аллах водворит его в ад. Поэтому, нужно учиться только ради довольства Аллаха. Большинство ищущих знания следуют этому ха- дису, учителя постоянно напоминают им это важное правило. Но к великому сожалению, в некоторых случаях встречаются те, кто и в мыслях не допускают следовать смыслу этого хадиса. Некоторые, возомнив себя учеными, отправляют своих ≪учеников≫, чтобы завязать скандал, говоря им ≪иди к такому-то, задай ему вот этот вопрос, если скажет так, ты скажи эдак≫. Они преднамеренно создают ситуацию, которая наводит на мысль, будто знания обретаются только ради споров с учеными. В результате среди ищущих знания станет больше споров, бессмысленных скандалов и разногласий. Это нанесет большой ущерб Исламу и мусульманам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам запрещает не только делать это, но и даже вознамериться на такое.
Он предупреждает нас о пагубных последствиях даже при допущении мыслей, намерений об осуществлении таких непристойных действий. Из-за несоблюдения этого хадиса теми, кто претендует на ученую степень, сами мусульмане создают себе преграды на пути призыва в Ислам, происходят множество скандалов. Теперь перейдем к вопросу стремления победить слабоумных, невежественных, неграмотных людей своими знаниями. В наши дни этот недуг так же нашел широкое распространение.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.