Внимательный читатель уже обратил внимание на последовательность названий книг в серии ≪Хадисы и Жизнь≫. Сначала была ≪Книга Иймана и Ислама≫, а затем ≪Книга Намерения и Ихласа≫. После них следует ≪Книга Знания≫. Это означает, что в нашей религии знание основывается на иймане, Исламе, добром намерении и ихласе. В этом можно убедиться, если окинуть взором историю развития знания среди мусульманских народов. Когда Аллах изъявил желание озарить этот мир светом Ислама, мир еще почивал во мраке невежества. Уже успело исчезнуть даже обычное умение писать и читать, не говоря о знании и просвещении. Очень мало людей могли написать некоторые простые предложения. Если кому-то не верится, то пусть прочтет историю седьмого века по христианскому летоисчислению, и если где-либо найдет хоть малейшее известие о наличии знаний, пусть раструбит об этом на весь мир. Особенно общество, которому предстояло принять учение Ислама первым, было совсем бессильным в области знаний; людей, умеющих писать и читать, можно было сосчитать по пальцам. Именно в такое время Всевышний Аллах ниспослал первые аяты Куръана, начинающиеся Его божественным воззванием ≪Читай!≫.
Название священной книги последней и совершенной религии Аллаха - Ислама означает тот же смысл - чтение. Начиная с этого момента, начала формироваться умма Куръана - умма чтения, умма знания и просвещения. Начиная с того момента начала свою деятельность умма, где каждый мужчина и каждая женщина обязаны обретать знание. За короткое время эта умма заполонила всю землю знанием и просвещением. В результате великих и всемирно значимых усилий мусульманской уммы был заложен фундамент современного дворца знаний. Затем начало подниматься само здание. Честные представители всех народов признают великие и несравненные заслуги мусульман в области знаний. Один из них, исследовав усердия мусульман в сфере знаний, назвал их нижеприведенным именем, которое является честью для любой уммы:
≪Народ, посещающий медресе≫
Слово ≪медресе≫ по смыслу означает современную ≪школу≫ (≪мактаб≫). Из-за исторической ошибки эти два названия понимаются неправильно. Некоторые назвали место получения знаний ≪мак- табом≫ - ≪школой≫, заявляя, что медресе - это название религиозного учебного заведения и поэтому такое название употребить нельзя. На самом деле медресе означает ≪место получения урока≫, а мактаб (школа) означает ≪место писания≫. Обязанность каждого мужчины и каждой женщины обретать знания от колыбели до могилы способствовала тому, что мусульмане искренне, с ийманом и ихласом, с невиданной энергией и энтузиазмом начали искать знания. Первоначально функции аудиторий выполняли мечети и дома учителей. Позднее медресе стали украшением мусульманских стран в качестве учебных заведений. Исламское государство прилагало все усилия, чтобы весь народ получал образование. Поэтому в некоторых местах даже внедрялась система отдельных школ для лиц с тяжелым материальным положением. В городе Куртуба (нынешняя Кордова, Испания) вплоть до 965 года (по христианскому летоисчислению) было восемь медресе для детей неимущих. В том же году правитель тех мест Хакам II открыл еще двадцать семь медресе. Мансур Калавун, правитель Каира, открыв отдельное медресе для сирот, обеспечивал их также общежитием, питанием и одеждой.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф