Считаем своим долгом сделать некоторые дополнения к вышесказанному. Ислам обязывает (фард) каждого мусульманина искать знания от колыбели до могилы. Постараемся понять этот смысл шире. Фард - строгое, категоричное повеление Аллаха, обязательное для каждого верующего. Человек, не выполнивший фард, совершает большой грех и в загробном мире будет обречен на наказание. Фард делится на две части.
Первое - фардул-айн.
Второе - фардул-кифая.
Фардул-айн (индивидуальная обязанность) является обязательным деянием, которое каждый мусульманин должен выполнять лично. Фардул-айн нельзя совершать вместо другого. Выполнение такого деяния кем-либо не освобождает от этого обязательства остальных. Примером этому может служить намаз. Каждому верующему, достигшему зрелости, совершение намаза пять раз в день является фардул-айном, а не выполнивший эту обязанность станет грешником. Но в поиске знаний применяются обе категории фарда. Для каждого мусульманина является фардул- айном знать необходимые знания для себя и своей жизни, знать веру и вероубеждение, халал и харам. Мусульманин обязан знать все, что необходимо для этого, иначе он станет грешным.
Обретение профессий и знаний, необходимых для мусульманского общества, является фардул-кифая. Подготовка достаточного количества специалистов в каждой сфере жизнедеятельности является фардом для всех членов исламского общества. Члены того общества, в котором специалисты подготовлены на достаточном уровне и количестве, освобождаются от вышеупомянутой общей ответственности. Этот фард теперь переходит под ответственность тех самых специалистов. Если в обществе будут появляться изъяны по части их специальности, грехи по ним будут на тех специалистах. Теперь мы поняли обязательность поиска знаний в Исламе. Далее поразмыслим о том, как выполняется этот фард в нашей жизни. Большинство из нас не знает своих религиозных обязательств, необходимых для нас самих. Мы не проявляем усердия, чтобы научиться читать Куръан, совершать намаз и выполнять другие фарды, ваджибы и сунны, хотя это фардул-айн для каждого мусульманина. Также у нас очень много недостатков в сфере знаний, являющихся фардул-кифая. По многим важным отраслям у нас не хватает своих специалистов и мы вынуждены приглашать представителей других конфессий и наций. Более того, мы и не стараемся устранить этот недостаток и выполнить свой исламский долг.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф