Тем, кто занимается призывом, проповедями, наставлениями и разъяснительной работой, следует знать, что нехорошо рассказывать хадис в любом месте и каждому человеку только потому, что этот хадис достоверный (сахих). Дело в том, что люди бывают с разным уровнем развития, мировоззрения, с различными понятиями и условиями жизни. Кто-то может что-то неправильно истолковать и неверно следовать сказанному.
В подтверждение этому ученые приводят достоверный хадис, переданный имамом Бухари и имамом Муслимом от Муаза ибн Джабала радияллаху анху. В этом хадисе Муаз ибн Джабал говорит следующее:
«Я ехал за спиной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам верхом на осле. Он спросил:
— О Муаз! Знаешь ли ты, в чем заключаются обязательства рабов перед Аллахом и обязательство Аллаха перед Своими рабами?
Я ответил:
— Аллах и Его Посланник лучше знающие!
Он сказал:
— Обязательства рабов перед Аллахом: совершать поклонение Ему и не придавать Ему сотоварищей. Обязательство же Аллаха перед рабами: не наказывать того, кто не придавал Ему сотоварищей (не допустил ширка).
Я спросил:
— О Посланник Аллаха, благовестить ли мне людей об этом?
Он сказал:
— Не говори им, дабы они не опирались на это».
Значит, сказанное в этом хадисе не предназначено для всех подряд. Это можно говорить только таким понимающим и знающим людям, как Муаз ибн Джабал радияллаху анху. Но если это говорить всем, то люди некоторых категорий могут истолковать смысл хадиса, прекратить практическое следование предписаниям шариата, а также сознательно допускать совершение ошибок, ссылаясь и опершись на изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Если бы этого нельзя было говорить вообще, то Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не говорил бы ничего даже Муазу ибн Джабалу радияллаху анху. Это было из тех изречений, о которых положено знать только людям определенного уровня знаний и понятий. Именно поэтому Муаз ибн Джабал радияллаху анху рассказал этот хадис тем, кто находился рядом с ним, только перед своей смертью.
Аналогичные случаи имели место между Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и другими сподвижниками, в частности, с Абу Хурайрой радияллаху анху. Это является очень важным уроком для проповедников, ученых, богословов и имамов.
В предании, приводимом имамом Бухари, почтенный Али радияллаху анху сказал: «Говорите людям только то, что они знают (понимают)! Или вы хотите, чтобы Аллаха и Его Посланника сочли лжецами?». То есть, не морочьте головы людям, говоря им то, чего они не знают и чего они не могут разуметь и постичь. Это означает, что в противном случае, неправильно истолковав сказанный вами аят или хадис, они могут допус-тить ложь в отношении Аллаха и Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам.
В предании, которое приводит имам Муслим, Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху сказал: «Если будешь говорить людям то, что они не в силах разуметь, несомненно, некоторые из них ввергнутся в фитну (смуту)».
Если проповедник будет говорить без учета уровня слушателей то, что они не в состоянии постичь, они могут неверно истолковать услышанное и сделать неправильные выводы. В результате они впадут в заблуждение и смуту, станут запутывать других людей, ссылаясь на слова сказавшего их ученого.
Имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи считал макрухом рассказывать хадисы, содержащие смысл неповиновения мусульманскому правителю.
А имам Малик считал макрухом обсуждение хадисов о качествах Всевышнего Аллаха. Однажды некий человек пришел к имаму Малику рахматуллахи алайхи и спросил: «Каково оно истива Аллаха на Арше?».
Тогда имам Малик сказал: «Истива известно. Но неизвестно, каково оно. Задавать вопросы о нем есть бидъа[1]. Ты, оказывается, зачинщик бидъы! Выведите его прочь!»
Не исключено, что и те разногласия, которые имеют место сегодня среди мусульман, зачастую появляются из-за несоблюдения вышеизложенных правил. Каждый, кто что-то узнал, старается рассказать об этом другим людям. Они же разносят его слова еще дальше.
Услышав это, другой грамотей начнет тоже публично говорить об ошибках в сказанном, раскритикует его, что, в результате, приведет к взаимной вражде, ссорам и конфликтам. Если ученый обнаруживает чью-либо ошибку, он должен очень деликатно сказать об этом самому человеку, которому принадлежат те слова. Не исключено, что прав не он, а тот, первый. Возможно, первый человек имел какие-то суждения насчет этого. Могут быть и другие причины. Иными словами, в данном деле нужно быть очень осторожным.
[1] Бидъа — нововведение в религии, то, чего не было в исламском шариате во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.