1. Основательное знание арабского языка.
Священные хадисы с точки зрения лексики, красноречия и изящества, а также литературного стиля занимают второе место после Священного Куръана. Поэтому, чтобы хорошо понимать смысл хадисов, необходимо хорошо знать арабский язык. Именно ввиду того, что арабский язык является самым утонченным и совершенным языком на свете, Всевышний Аллах избрал его для Своего последнего Слова — Священного Куръана.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам был из племени Курайш, язык которого был самым красноречивым среди языков других арабских племен. Сам же Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был мастером красноречия, красоты и изящества слова. Помимо этого, на него оказало влияние красноречие и совершенство чудотворного Куръана. Именно поэтому его слово возвысилось на второе место после Слова Аллаха. Для того чтобы правильно понимать такое возвышенное слово, постичь его тонкий смысл, в совершенстве овладеть заключенными в нем положениями шариата, наставлениями и примерами, человек должен хорошо знать особенности арабского языка. Не достигнув в этом плане необходимого уровня, нельзя претендовать и на звание мухаддиса.
2. Понимание хадисов на основе учений Куръана.
Тот, кто стремится правильно понимать хадисы, в первую очередь, должен хорошо понимать Священный Куръан, его учения, различные наставления (иршад) в нем, а также содержащиеся в нем положения и указания. Потому что Куръан является душой Ислама, его основным источником, Божественным руководством. Все основные учения Ислама, его правила и законы изложены в Священном Куръане.
А сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам представляет собой комментарий к основному руководству — Священному Куръану, его теоретическим изложением и практическим применением. Именно поэтому хадисы всегда соответствуют смыслу Куръана. Хадисы, не соответствующие Куръану, являются не хадисами, а измышлениями, сочиненными и внедренными врагами Ислама под видом хадисов. Путем сопоставления с Куръаном учеными выявлено немало фальшивых, вымышленных хадисов.
Если же хадис является достоверным (подлинным), а его значение кажется нам противоречащим учению Куръана, стало быть, это мы неправильно понимаем его. В таких хадисах присутствуют очень тонкие моменты, которые способен раскрыть только ученый специалист.
3. Сбор хадисов одной тематики и их сопоставление.
Если смысл какого-либо хадиса окажется непонятным или обнаружится что-то необычное, необходимо сразу же изучить другие хадисы, существующие на ту же тему. Тогда путем общего сопоставления мы сможем правильно понять смысл этого хадиса. В этой связи ученые приводят следующий пример:
«Имам Бухари передает от Абу Амама ал-Бахили радияллаху анху:
«Глядя на соху, он [Абу Амама ал-Бахили радияллаху анху] сказал:
— Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: “В чей дом попадет это, в тот дом Всевышний Аллах нашлет беду”».
На первый взгляд может показаться, что соха и осуществляемые ею земледельческие работы могут стать причиной бедствия. Получается, что мусульманин не должен допускать попадания сохи в свой дом, не должен заниматься земледелием, садоводством. Создается впечатление, что на основании этого хадиса можно даже заявлять, что Ислам против земледелия.
А что же в действительности? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к общим учениям Ислама по этому вопросу и другим достоверным (сахих) хадисам.
Нет никаких подтверждений того, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам запрещал кому-либо заниматься земледелием. Население священной Медины свободно занималось земледелием. В книгах по фикху и хадисам имеются отдельные главы, посвященные земледелию, существует большое количество сахих хадисов.
В хадисе, переданном имамом Бухари и другими имамами, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто из мусульман посадит дерево или любую культуру, из плодов которой съест человек или птица, или животное, несомненно, это зачтется ему как милостыня».
Имам Муслим передает от Джабира радияллаху анху следующий хадис:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вошел в сад Умму Маъбад и сказал:
— О Умму Маъбад, кто посадил эти финиковые пальмы? Мусульманин или неверный?
Она ответила:
— Мусульманин.
Он сказал:
— Когда мусульманин сажает дерево, а его плодами питаются люди, животные или птицы, то несомненно, это зачтется ему милостыней вплоть до Судного дня».
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Анаса радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если в момент наступления Судного дня в руке кого-либо из вас будет хотя бы один саженец финикового дерева, а он будет в состоянии успеть посадить его до свершения Судного дня, то пусть сделает это».
В предании имама Ибн Джарира Табари от Аммара ибн Хузаймы ибн Сабита говорится следующее: «Я слышал, как Умар ибн Хаттаб спросил моего отца:
— Что мешает тебе возделывать твою землю?
Мой отец ответил:
— Я старец, конец которого близок.
Тогда он сказал:
— Клянусь, что ты непременно посеешь!
Затем я видел, как вместе с моим отцом Умар ибн Хаттаб своими руками заделывал семена в землю».
Имам Ахмад передает от Абу Дарда радияллаху анху:
«Когда он (Абу Дарда) сажал саженцы в Дамаске, один прохожий сказал ему:
— Неужто ты занимаешься этим делом, будучи сподвижником Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?
На что он ответил:
— Ты не суетись, я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Кто посадит дерево, из плодов которого станут питаться люди или кто-то из других созданий Аллаха, это обязательно зачтется ему милостыней”».
Вряд ли что-то еще может превзойти подобный призыв и агитацию заняться земледелием! По этой самой причине ученые прошлого говорили, что «самым лучшим ремеслом является земледелие, земледельцы первыми войдут в рай».
Раз уж земледелие такое почетное занятие, то как же понимать хадис о том, что соха принесет беду в тот дом, в котором окажется? Наши ученые дали на этот вопрос исчерпывающий ответ.
Имам Бухари приводит этот хадис в главе «О предостережении от чрезмерного увлечения земледельческими инструментами». Из одного уже названия очевидно, что данный хадис предупреждает о том, что полное погружение в земледельческие дела, как например, посредством страсти к сохе, и игнорирование других таких важных обязанностей, как защита родины, и всего, что относится к подобным вопросам, может привести к поражению от врагов и к бедственному положению.
Ученые, писавшие пояснения к этому хадису, отмечают: «Это (то есть, выражение о том, что соха приносит беду) сказано в адрес тех, кто находится близко к вражеской территории. Если, отдавшись только земледелию, они позабудут свои оборонительные навыки, то возрастет вероятность того, что при нападении врага они потерпят поражение перед ним».
Этот же смысл раскрывает предание имама Ахмада ибн Ханбала и имама Абу Давуда от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху: «Если вы станете прибегать к риба в коммерции, предадитесь заботе об имуществе, будете довольствоваться только земледелием, но при этом оставите усердствование (на пути Аллаха), Аллах нашлет на вас лишения и не заберет их (лишения) обратно до тех пор, пока вы не возвратитесь обратно».
На самом деле так и случилось. Были времена, когда мусульмане пренебрегли этим предостережением. Они увлеклись заботой об имуществе и погрузились в земледелие, и в результате позабыли об усердствовании в сфере обороны. Они пренебрегли военными приготовлениями, не стали уделять внимание развитию промышленности, техники. В итоге иноверцы, обретшие военную мощь посредством развития промышленности и техники, захватили все мусульманские страны и путем колонизаторства ввергли мусульман в бедственное положение.
На вышеизложенном примере мы увидели, насколько полезно и эффективно изучать вместе хадисы одной тематики.
4. Правильное понимание причин изречения хадиса и его назначения.
Общеизвестно, что для правильного понимания аятов Священного Куръана крайне важно знание причин их ниспослания (сабабун нузул). То же самое относится и к благородным хадисам. Появление некоторых хадисов обусловлено особыми причинами, и только изучив эти причины, можно точно понять смысл таких хадисов. В то же время в некоторых хадисах рассматриваются проблемы, имеющие отношение к конкретной личности, времени, месту и условиям.
С учетом этих и других нюансов, для правильного понимания хадисов требуется наличие достаточных знаний, умение узреть тончайшие детали, осознавать цели шариата, иметь полную осведомленность о всех аспектах учения нашей религии. Только в этом случае мы сможем понять, которое из положений, выраженных в хадисах, является частным и относится к конкретной личности, какое из них временное, которое постоянное, частное либо всеобщее.
Приведем пример. Имам Абу Давуд и имам Тирмизи передают хадис, в котором Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждый мусульманин, проживающий среди мушриков (многобожников), чужд для меня».
Если исходить из дословного значения хадиса, получается, что ни один мусульманин не должен жить в немусульманском обществе. То есть, проживающий среди иноверцев перестает быть мусульманином, поскольку Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам называет такого человека «чужим» для себя. В давние времена такого явления с мусульманами не наблюдалось.
Но в нынешнее время большое количество мусульман проживают в немусульманских странах. И никто не позволяет себе упрекать их в этом, даже в рекомендательной форме. А некоторые мусульманские ученые сами проживают в странах иноверцев. Так почему же в хадисе сказано о том, что мусульманин, проживающий в стране иноверцев, становится чуждым? Причина в том, что истинный смысл данного хадиса полностью отличается от его дословного значения. Изучая этот хадис, ученые выявили, что причиной данного высказывания Пророка саллаллаху алайхи васаллам стало одно прискорбное событие того времени.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам направил в племя Хасъам группу воинов из числа сподвижников. Когда они находились там в положении саджды во время намаза, враги набросились на них и убили многих из них. Как только это известие дошло до Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он приказал потребовать половину кровных отступных за совершенное убийство и сказал: «Каждый мусульманин, проживающий среди мушриков, чужд для меня».
На самом деле это означало: если того мусульманина убьют там, то выплата отступных за него становится «чуждой» (необязательной). Потому что жертвы того злосчастного события сами проявили халатность, хотя осознавали существовавшую опасность. Они сами создали условия для врага и дали убить себя. Поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам проявил к ним такое отношение.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Анаса радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Имамы бывают из рода курайшитов».
Согласно этому хадису, имамы (руководители исламского государства) непременно должны быть выходцами из рода Курайш, а другие люди якобы не могут быть руководителями исламского государства.
Тщательно изучив данный хадис, ученые пришли к выводу, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал эти слова применительно к условиям своего времени, поскольку в те времена в вопросах подготовки государственных руководителей курайшиты больше отвечали существовавшим требованиям, по сравнению с другими.
Почтенные сподвижники были примером для всех в вопросах следования хадисам в зависимости от их мотива и цели. Поскольку среди сподвижников было много тех, кто жил рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, они знали, с какой целью, каким образом и с какой целью или исходя из каких мотивов Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил или совершал что-либо (что впоследствии становилось хадисом).
В подтверждение сказанного приведем пример: известно, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разделил земли местности Хайбар между воинами, участвовавшими в фатхе[1] того места. Об этом существует много хадисов. В этой связи, подобная практика раздела земель между воинами, участвовавшими в фатхе той или иной местности, казалось бы, должна была применяться и в другие времена.
[1] Фатх — досл. «открытие»; открытие, приобщение какого-либо края к Исламу.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.