В суре «Раъд» сказано:
14. Ему [возносятся] истинные молитвы. А те, которым молятся вместо Него, не отвечают им [взывающим] ничем, разве что подобно простирающему свои ладони к воде, чтобы она достигла его рта, тогда как она не достигающая его. И молитва неверных не что иное, кроме как заблуждение!
В рассмотренных выше священных аятах были приведены значения, которые свидетельствуют о могуществе, знании, власти, созидательности и других совершенных сифатах[1] Всевышнего Аллаха, теперь же поясняется, что молитва, взывание и прошение должны быть обращены только к Аллаху, что обращенные к другим вместо Него молитвы, мольбы и взывания являются бесполезными.
«Ему [возносятся] истинные молитвы».
То есть истинная молитва, прошение, взывание и мольба о чем-либо принадлежат только Аллаху, эти действия должны быть обращены только к Нему. Только Он принимает молитвы, внемлет мольбам, отвечает на прошения и дарует просимое. Кроме Него нет никого, кто бы смог сделать это.
«А те, которым молятся вместо Него, не отвечают им [взывающим] ничем».
Предметы и личности, к которым они взывали с молитвой, не могут ответить их молитвам. Большинство под теми, «к которым молятся помимо Аллаха», понимают идолов. Но в аяте не уточняется, а говорится обобщенно «те, которым молятся вместо Него». Не обязательно, чтобы это были только идолы, сделанные из дерева или камня. Под этим понимается все, что есть, кроме Аллаха. Есть такие, которые взывают к солнцу, к луне, к звездам, к некоторым животным, людям и даже к лежащим в могилах мертвецам. Они могут возносить молитву к чему и к кому угодно, кроме Аллаха, но те, к которым они обращают свою молитву, они не в состоянии исполнить их молитву. Те, кто возносит молитву другим, помимо Аллаха, их состояние:
«…разве что подобно простирающему свои ладони к воде, чтобы она достигла его рта, тогда как она не достигающая его».
Они подобны человеку, который издалека протягивает руки к воде и ожидает, что вода достигнет его рта. Как же его рот может достигнуть воды, если даже его руки не доходят. Те, которым они возносят свои молитвы, сами нуждаются в молитвах, так как же им исполнить молитвы других. Именно поэтому:
«И молитва неверных не что иное, кроме как заблуждение!»
Неверный сам пребывает в заблуждении и поэтому его молитва тоже не что иное, кроме как заблуждение. Они возносят молитву различным бесполезным вещам, совершают им ибадат, но только не Аллаху. А между тем:
15. И Аллаху совершают саджду[2] те, кто на небесах и земле, вольно и невольно, и тени их, по утрам и по вечерам.
«Те, кто на небесах» — это ангелы, и еще помимо них могут быть похожие на них или не похожие, или даже совершенно другие виды созданий. Под теми, «кто на земле», понимаются люди и джинны[3]. Они все, желают того или нет, падают ниц в саджду перед Всевышним Аллахом, покорны ему, живут, повинуясь законам, которые Он установил. Не только их тела, но даже их тени с утра до ночи повинуются воле Аллаха — совершают Ему саджду. Ни одна тень не падает (не появляется) по желанию своего хозяина и не бывает такой, какой ее желает он. Если они, люди, не подумают над этими явлениями и не образумятся, то значит они совсем рассеянные, словом, растяпы.
[1] Сифат — досл. «качество», «свойство»; подразумеваются качества Всевышнего Аллаха.
[2] Саджда (سجدة) — совершаемый исключительно Аллаху особый земной поклон, сопровождающийся произнесением словами возвеличивания Аллаха, поминания Его пречистым и молитвами. Сам этот аят входит в число саджда-аятов и является вторым таким аятом в Куръане. Прочитавший или услышавший саджда-аят должен (ваджиб) совершить саджду тилавата (садждатут тилава).
[3] Джинн (جن) — дословно «огражденный», то есть огражденный от человеческого зрения — существо, сотворенное из огня. Джинны, как и люди и ангелы, созданы Аллахом, они живут параллельно с людьми на земле, pождаются, умиpают и будут воскpешены для Суда за их деяния; сpеди них существуют веpующие и невеpующие.
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.