Ниспослана в Мекке. Состоит из 6 аятов.
Это – последняя сура священного Куръана, и она названа «Наас» от слова первого аята. Арабское слово наас означает «люди». Эта сура отображает борьбу между добром и злом. Вместе с тем она призывает держаться подальше от зла и просить помощи у Аллаха, дабы одержать над ним победу.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО.
1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
2. Царя людей,
3. Бога людей,
4. От зла искусителя, исчезающего,
5. Который наущает в груди людей,
6. [Который] из джиннов и людей!»
Чтобы был понятен смысл переводов аятов суры «Наас», мы изложили суру целиком и, прося помощи у Аллаха, приступаем к толкованию их по отдельности.
«Прибегаю к защите Господа людей».
То есть прошу убежища, защиты у Господа людей. Слово «Господь» является переводом арабского слова Робб. Слово «Робб» определяет качества Господа – сифаты Аллаха. Оно во-брало в себя множество значений, в том числе такие, как Создатель, Воспитатель и Распоря-дитель… Он – Создатель, сотворивший человека, ранее не существовавшего. Он – Воспитатель, взрастивший человека и одаривший его различными благами. Он – Распорядитель, руководящий всеми делами во всех мирах. Хотя Аллах является Господом всех миров и всех существ, но в этом аяте называется Господом людей для того, чтобы возвеличить человека и выказать ему почет. Всевышний Аллах создал все сущее для людей. Он дал им разум, зна-ния, Книгу и шариат. Он повелел ангелам совершить саджду человеку. Следовательно, чело-век – лучший, достойнейший среди других существ.
«Царя людей».
То есть ищу убежища, защиты у Царя людей.
Аллах – Царь и Владыка всех людей. Владычество Аллаха – полноценно, всеобъемлюще и совершенно. Именно поэтому Всевышний Аллах сполна руководит жизнью людей, делает действенным Свое волеизъявление. Следовательно, искать убежища и защиты, просить о помощи можно и нужно только у Него Самого.
«Бога людей».
То есть ищу защиты у Единственного, Единого Божества, достойного поклонения людей.
Да, лишь Сам Всевышний Аллах – Единый и Единственный Бог, достойный поклонения людей. Следовательно, люди должны просить помощи, искать защиты и убежища только у Него Самого.
Выдающийся ученый Исмаил ибн Касир пишет об этих трех аятах следующее: «Эти три аята – отражение трех сифатов Господа: Господства, Царства, Божественности. Он – Гос-подь, Владыка (Царь) и Бог всего сущего в мире. Все на свете – Его создание, и все это при-надлежит Ему. А посему велено просить защиты и спасения у Того, Кто является обладате-лем этих черт (сифатов)».
А дальше, в последующих трех аятах, указывается, от чего плохого следует искать защи-ты и убежища у наделенного указанными качествами Всевышнего Аллаха.
«...от зла искусителя, исчезающего».
Слово «искуситель» в данном аяте обозначает шайтана (дьявола). Потому что когда чело-век вспоминает Господа, шайтан убегает и прячется, поэтому здесь говорится «искусителя, исчезающего». Вместе с тем, как только человек забывает о своем Господе, шайтан тут же появляется и начинает подвергать человека васвасе – искушать, наущать.
В хадисе, переданном Ал-Хафизом ал-Мусили, сказано: «Поистине, шайтан приставляет свой нос к сердцу человека. Как только человек вспоминает своего Господа, шайтан скрыва-ется. Как только человек забывает своего Господа, шайтан завораживает его сердце и начи-нает искушать».
«…который наущает в груди людей».
В аяте говорится, что шайтан подвергает искушению сердца людей. Что такое искушение шайтана, известно каждому. Он сбивает человека с пути истины, завлекает его – представля-ет сердцу человека красивым совершение греховных деяний, последование за собой, ослу-шание Всевышнему Аллаху.
«…[который] из джиннов и людей».
Этот аят является доказательством того, что шайтан может быть как из людей, так и из джиннов. Праведный, мусульманин должен всегда просить у Аллаха защиты от искушения (васваса), зла, как шайтана-джинна, так и шайтана-человека.
Джинн-искуситель не так страшен, как искуситель-человек. Если тебя искушает джинн, то его можно отвратить, попросив помощи и защиты у Аллаха, прочитав молитвы, в частно-сти, эту и предыдущую суры. Но когда искушает человек, это очень опасно.
Имам Бухари передает от матери правоверных Аиши радияллаху анха: «Каждый раз, ук-ладываясь спать, Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал суры «Кул хуваллоху ахад», «Кул аъуузу бироббил фалак» и «Кул аъуузу бироббиннаси», дул себе в ладони и проводил ими по телу, затем ложился».
Суры «Фалак» и «Наас» неразрывно связаны друг с другом. Они были и ниспосланы од-новременно, часто упоминаются и читаются вместе. Эти две суры вместе называются «Муъаввизатайни» – «Две просящие о защите», так как обе суры начинаются с одного и того же слова «аъуузу» – с воззвания о защите.
«Муъаввизатайни» упоминаются вместе и в хадисах Пророка саллаллаху алайхи васал-лам.
В хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом и имамом Абу Давудом, мать правоверных Аиша радияллаху анха сказала так: «Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам болел, он всегда читал «Муъаввизатайни» и дул на себя. Когда его болезнь усиливалась, эти суры читала я и гладила его тело его же руками, в надежде на их благодать».
Имам Муслим и имам Тирмизи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Знаешь ли ты, какие аяты были ниспосла-ны мне в эту ночь? Они бесподобны. Это – «Кул аъуузу бироббил фалаки», «Кул аъуузу би-роббиннааси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Омира радияллаху анху: «В пути я вел верблюда Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он сказал: «О Укба, научить тебя двум лучшим сурам?» – и научил меня сурам «Кул аъуузу бироббил фалаки» и «Кул аъуузу бироббиннаси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху другой ха-дис: «Я шел вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам (по дороге) между ал-Джухфа и ал-Абваъ. Нас внезапно настиг дождь и наступивший темный мрак. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал молиться о помощи Аллаху посредством «Муъав-визатайни» и сказал: «О Укба, проси спасения ими (у Аллаха), ни один проситель не просил ничем лучшим, чем они». Затем я слышал, как он, будучи нам имамом, читал их в намазе».
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.