1444 год 7 Джумадаул аввал (Джумадаул ула) | 2022 год 01 декабрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Толкование суры "Наас"

04:30 / 12.10.2019 2476 Режим чтения + -

Ниспослана в Мекке. Состоит из 6 аятов.
Это – последняя сура священного Куръана, и она названа «Наас» от слова первого аята. Арабское слово наас означает «люди». Эта сура отображает борьбу между добром и злом. Вместе с тем она призывает держаться подальше от зла и просить помощи у Аллаха, дабы одержать над ним победу.

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО.

1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,

2. Царя людей,

3. Бога людей,

4. От зла искусителя, исчезающего,

5. Который наущает в груди людей,

6. 
[Который] из джиннов и людей!»

Чтобы был понятен смысл переводов аятов суры «Наас», мы изложили суру целиком и, прося помощи у Аллаха, приступаем к толкованию их по отдельности.
«Прибегаю к защите Господа людей».
То есть прошу убежища, защиты у Господа людей. Слово «Господь» является переводом арабского слова Робб. Слово «Робб» определяет качества Господа – сифаты Аллаха. Оно во-брало в себя множество значений, в том числе такие, как Создатель, Воспитатель и Распоря-дитель… Он – Создатель, сотворивший человека, ранее не существовавшего. Он – Воспитатель, взрастивший человека и одаривший его различными благами. Он – Распорядитель, руководящий всеми делами во всех мирах. Хотя Аллах является Господом всех миров и всех существ, но в этом аяте называется Господом людей для того, чтобы возвеличить человека и выказать ему почет. Всевышний Аллах создал все сущее для людей. Он дал им разум, зна-ния, Книгу и шариат. Он повелел ангелам совершить саджду человеку. Следовательно, чело-век – лучший, достойнейший среди других существ.
«Царя людей».
То есть ищу убежища, защиты у Царя людей.
Аллах – Царь и Владыка всех людей. Владычество Аллаха – полноценно, всеобъемлюще и совершенно. Именно поэтому Всевышний Аллах сполна руководит жизнью людей, делает действенным Свое волеизъявление. Следовательно, искать убежища и защиты, просить о помощи можно и нужно только у Него Самого.
«Бога людей».
То есть ищу защиты у Единственного, Единого Божества, достойного поклонения людей.
Да, лишь Сам Всевышний Аллах – Единый и Единственный Бог, достойный поклонения людей. Следовательно, люди должны просить помощи, искать защиты и убежища только у Него Самого.
Выдающийся ученый Исмаил ибн Касир пишет об этих трех аятах следующее: «Эти три аята – отражение трех сифатов Господа: Господства, Царства, Божественности. Он – Гос-подь, Владыка (Царь) и Бог всего сущего в мире. Все на свете – Его создание, и все это при-надлежит Ему. А посему велено просить защиты и спасения у Того, Кто является обладате-лем этих черт (сифатов)».
А дальше, в последующих трех аятах, указывается, от чего плохого следует искать защи-ты и убежища у наделенного указанными качествами Всевышнего Аллаха.
«...от зла искусителя, исчезающего».
Слово «искуситель» в данном аяте обозначает шайтана (дьявола). Потому что когда чело-век вспоминает Господа, шайтан убегает и прячется, поэтому здесь говорится «искусителя, исчезающего». Вместе с тем, как только человек забывает о своем Господе, шайтан тут же появляется и начинает подвергать человека васвасе – искушать, наущать.
В хадисе, переданном Ал-Хафизом ал-Мусили, сказано: «Поистине, шайтан приставляет свой нос к сердцу человека. Как только человек вспоминает своего Господа, шайтан скрыва-ется. Как только человек забывает своего Господа, шайтан завораживает его сердце и начи-нает искушать».
«…который наущает в груди людей».
В аяте говорится, что шайтан подвергает искушению сердца людей. Что такое искушение шайтана, известно каждому. Он сбивает человека с пути истины, завлекает его – представля-ет сердцу человека красивым совершение греховных деяний, последование за собой, ослу-шание Всевышнему Аллаху.
«…[который] из джиннов и людей».
Этот аят является доказательством того, что шайтан может быть как из людей, так и из джиннов. Праведный, мусульманин должен всегда просить у Аллаха защиты от искушения (васваса), зла, как шайтана-джинна, так и шайтана-человека.
Джинн-искуситель не так страшен, как искуситель-человек. Если тебя искушает джинн, то его можно отвратить, попросив помощи и защиты у Аллаха, прочитав молитвы, в частно-сти, эту и предыдущую суры. Но когда искушает человек, это очень опасно.
Имам Бухари передает от матери правоверных Аиши радияллаху анха: «Каждый раз, ук-ладываясь спать, Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал суры «Кул хуваллоху ахад», «Кул аъуузу бироббил фалак» и «Кул аъуузу бироббиннаси», дул себе в ладони и проводил ими по телу, затем ложился».
Суры «Фалак» и «Наас» неразрывно связаны друг с другом. Они были и ниспосланы од-новременно, часто упоминаются и читаются вместе. Эти две суры вместе называются «Муъаввизатайни» – «Две просящие о защите», так как обе суры начинаются с одного и того же слова «аъуузу» – с воззвания о защите.
«Муъаввизатайни» упоминаются вместе и в хадисах Пророка саллаллаху алайхи васал-лам.
В хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом и имамом Абу Давудом, мать правоверных Аиша радияллаху анха сказала так: «Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам болел, он всегда читал «Муъаввизатайни» и дул на себя. Когда его болезнь усиливалась, эти суры читала я и гладила его тело его же руками, в надежде на их благодать».
Имам Муслим и имам Тирмизи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Знаешь ли ты, какие аяты были ниспосла-ны мне в эту ночь? Они бесподобны. Это – «Кул аъуузу бироббил фалаки», «Кул аъуузу би-роббиннааси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Омира радияллаху анху: «В пути я вел верблюда Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он сказал: «О Укба, научить тебя двум лучшим сурам?» – и научил меня сурам «Кул аъуузу бироббил фалаки» и «Кул аъуузу бироббиннаси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху другой ха-дис: «Я шел вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам (по дороге) между ал-Джухфа и ал-Абваъ. Нас внезапно настиг дождь и наступивший темный мрак. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал молиться о помощи Аллаху посредством «Муъав-визатайни» и сказал: «О Укба, проси спасения ими (у Аллаха), ни один проситель не просил ничем лучшим, чем они». Затем я слышал, как он, будучи нам имамом, читал их в намазе».

Из книги Тафсир Хилал.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
..Слово .Куръан, в переводе означает чтение, чтение вслух, собрать, объединять ndash Куръан вобрал в себя смыслы, мудрости и предписания всех божественных книг, читать полностью

4647 09:00 / 12.12.2018
Как выяснили ученые, человек, постоянно читающий Куръан, будет в высшей степени будет защищен от душевного беспокойства. Кроме этого Читающий Куръан находит читать полностью

9013 02:09 / 13.11.2017
Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов. Название данной суры взято от слова .кадр, в первом аяте, вернее, от словосочетания .Лайлатул Кадр, mdash .Ночь Предустановления,. читать полностью

3477 00:52 / 05.06.2018
Обычно, когда в руки берут какуюнибудь книгу, то по прочтении её названия становится ясным, о чем в ней пойдет речь.Если ктото хочет получить информацию по читать полностью

9103 04:39 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью