Передаётся от Абу Саида ал-Худрий (радияллаху анху), который сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Если будут трое, то пусть возглавляет молитву один из них, и более достойный возглавлять молитву лучше знающий Куръан» (Передал Муслим).
Передаётся от Абу Масъуда ал-Ансарий (радияллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), сказал: «Возглавляет молитву лучше знающий Книгу Аллаха, а если будут равны в чтении, то более знающий Сунну, а если будут равны в знании Сунны, то тот кто раньше совершил переселение, а если будут равны в переселении, то тот кто раньше принявший Ислам; и пусть не доверяет быть имамом хозяин дома другому пока сам может, и пусть не становиться имамом на место хозяина дома без его дозволения» (Передал Муслим).
Пророк (саллаллаху алайхи васаллам), поясняет высокую степень, занимающий чтец Куръана, и то, что он более достойнее возглавлять людям молитву, и в этом хадисе довод на отдавание предпочтения знающему Куръан перед факыхом, и это мнение Абу Ханифы и Ахмада. Однако Малик и аш-Шафиий и их ученики сказали: «Факыху отдаётся предпочтение перед чтецом Куръана, т.к. все что нужно чтецу из чтения – все точно и выверено, а все что нужно факыху из фикха – не выверено; и в молитве может произойти случай, в котором не сможет разобраться никто, кроме хорошо знающего фикх. Их доводом является то, что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам), отдал предпочтение Абу Бакру (радияллаху анху), на возглавление молитвы перед другими, хотя в других хадисах он указывал, что есть более знающий Куръан чем Абу Бакр (радияллаху анху).
Однако, если смотреть в общем, предпочтение дается более знающему Куръан, и довод на это слова Посланника (саллаллаху алайхи васаллам): «…а если будут равны в чтении, то более знающий Сунну…».
У последователей Имама аш-Шафиий есть еще одно мнение: что предпочтение нужно отдавать более богобоязненному перед чтецом Куръана и факыхом, т.к. богобоязненный более подходит для возглавления людей в молитве.
Слова Пророка (саллаллаху алайхи васаллам): «…и пусть не доверяет мужчина мужчине в своей власти…» означают, что хозяин дома, собрания, имам мечети более достоин, чем другие, даже если другой будет превосходить его в знаниях фикха, Куръана и по статусу. Если владелец места хочет, сам возглавляет молитву, или дозволяет это другому, и предпочтительнее, если хозяин дома разрешит тому, кто лучше него.
Из книги «Достоинство сур Куръана»
..