Сура «Юнус», аят 11.
11. И если бы ускорил Аллах для людей зло, подобно тому, как Он ускоряет им добро, непременно был бы уже решен [завершен] им их срок. Но оставим Мы тех, которые не надеются на встречу с Нами, блуждать в превышении ими пределов.
Как уже неоднократно говорилось и в предыдущих сурах, арабы-мушрики требовали от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам скорее привести обещанное мучение. Они ставили перед ним такое требование, чтобы доказать свою правоту при отрицании вахий, который пришел к нему саллаллаху алайхи васаллам от Аллаха. То есть они говорили, «мы не боимся мучений и страданий, которые, как обещано в пришедшем тебе вахий, обрушатся на неверных и мушриков, потому что мы не верим ни твоему посланничеству, ни пришедшему тебе вахий, а если твои слова правда, то ускорь приход своего обещанного наказания». Всевышний Аллах поясняет в этом аяте, почему не будет скорого исполнения их требования.
«И если бы ускорил Аллах для людей зло, подобно тому, как Он ускоряет им добро, непременно был бы уже решен [завершен] им их срок».
Всевышний Аллах дает Своим рабам добро всегда, быстро, просят они того или нет. Это истина, которая наблюдается в жизни. Но Он не насылает зло, как только оно было запрошено. Потому что если Он и зло нашлет быстро, то они все погибнут. Аллах не для этого создавал Своих рабов. По этой же причине Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в одном своем хадисе сделал наставление и отвратил людей от вознесения молитвы против самих себя, против своего имущества и против своих детей.
В хадисе, переданном Хафизом Абу Бакром Баззаром от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Не возносите молитву против самих себя, не возносите молитву против своих детей, не возносите молитву против своего имущества. Как бы они не совпали с тем часом, когда Аллах принимает молитвы, и как бы ваша молитва не была принята».
Когда человек злится, на него находит упрямство и он может сказать все что угодно, хотя на самом-то деле, если его постигает небольшое осложнение или несчастье, то он тотчас же начинает молиться Аллаху, прося избавить его от этого. В этот момент раскрывается его сущность. И все же человек настолько изменчив, что как только он избавляется от бед и злополучий, то тут же возвращается в прежнее состояние.
Да, если бы Аллах исполнял каждую молитву несдержанного человека, которую он вознес, пожелав самому себе зла, то люди бы уже давно вымерли.
«Но оставим Мы тех, которые не надеются на встречу с Нами, блуждать в превышении ими пределов».
То есть неверных, которые не верят во встречу с Ним в последней жизни, Всевышний Аллах оставит пребывать в состоянии неверия — превышения границ дозволенного. Они же, будучи не в состоянии найти верный путь, станут биться головой о разные места. Никогда они не смогут обрести правильный путь — путь спасения.
Тафсир Хилал, Том 4
(смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана)