В следующем аяте продолжает излагаться утверждение о том, что сердце человека должно всегда быть вместе с Аллахом, чувствовать, ощущать, что Он владыка всего сущего и способен навсякую вещь:
284. Аллаху [принадлежит все] то, что на небесах, и [все] то, что на земле. И если обнаружите то, что в ваших душах, илискроете его, произведет расчет с вами за это Аллах, ипростит, кому пожелает, и подвергнет мучению, когопожелает. И Аллах на всякую вещь Могущественен.
Этот священный аят наряду с описанием качеств совершенства Всевышнего Аллаха, поясняет также и то, что людям необходимопроявлять соответствующий ихлас — искренность к Тому, Ктообладает совершенными качествами — к Всевышнему Аллаху, повиноваться Его повелениям и отвратиться от всего, от чего Он отвратил.
«Аллаху [принадлежит все] то, что на небесах, и [все] то, что на земле».
Вселенная относится к владению Аллаха. Он ведает о каждомделе, происходящем в Его владениях. В том числе, «еслиобнаружите то, что в ваших душах, или скроете его, произведетрасчет с вами за это Аллах».
То есть Всевышний Аллах хорошо знает и тайные намерения, и явные деяния Своих рабов. И записывает все в книгу деяний раба, подсчитывая их. На основании этих подсчетов:
«И простит, кому пожелает, и подвергнет мучению, кого пожелает».
В достоверном хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Умарарадияллаху анху, Посланник Алаха алайхиссалату вассалам сказал:
«Правоверный приблизится к своему Господу азза ва джаллатак, что даже будет касаться Его. Тогда Аллах даст ему признаться вгрехах и спросит:
— Ты знаешь об этом?
Тот скажет:
— Знаю, знаю, о мой Господь.
Так будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах. Тогда Аллах скажет:
— Я сокрыл эти твои грехи в том мире, а сегодня прощу их.
Затем книга его деяний будет дана ему с правой стороны. Ноневерным и мунафикам будет сказано перед множеством [людей]: “Вон те говорили ложь о своем Господе, да будет проклятье Аллахана несправедливых”».
Из этих преданий выясняется, что если человек не решил твердо осуществить скрытые в себе намерения, то Аллах ненаказывает его за это. Это значение в особенности проясняется впоследующих двух аятах.
Как передает имам Ахмад от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Когда Пророку саллаллаху алайхи васаллам был ниспосланаят “Аллаху [принадлежит все] то, что на небесах, и [все] то, что наземле”, это показалось сподвижникам Посланника Аллаха тяжким. Они пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сели, преклонив колени, и сказали:
— О Посланник Аллаха, на нас были возложены деяния, которые выше наших сил — намаз, пост, усердствование, садака, итеперь еще ниспослался Вам и этот аят, мы не выдержим этого.
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
— Неужели вы хотите сказать слова, которые говорили те двеобщины людей книги, что были до вас? Неужели вы хотите сказать, «мы услышали и ослушались»? Напротив, скажите «мы услышали иповинуемся, о Господь наш, мы просим у Тебя прощения грехов и кТебе — возвращение»!
Когда люди признались в этом и произнесли своими устами, Всевышний Аллах ниспослал аят, начинающийся словами «АманарРасулу».
285. Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от Господа своего, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и в ангелов Его, и книги Его, и посланников Его: «Не делаем различий между кем-либо изпосланников Его». И сказали: «Мы услышали и повиновались! [Просим] прощения Твоего, Господь наш, и к Тебевозвращение!»
Этот и последующий священные аяты вобрали в себязаключение всей суры. Каждое слово в этих двух аятах содержит всебе огромное значение. В них приводятся особенностивероубеждения и иймана, описывается состояние раба относительноего Господа, отношение к делам, предписанным фардом, и многоедругое.
«Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему отГоспода своего, и верующие».
Сильнее иймана, чем ийман пророков, не бывает. Потому чтоэто — ийман, принятый непосредственно от Самого Аллаха. Тообстоятельство, что аят приобщает правоверных рабов к этомуийману, является огромной честью для них.
«Все уверовали в Аллаха, и в ангелов Его, и книги Его, и посланников Его».
Это и есть ийман, свойственный умме, которая вплоть доСудного дня будет предводителем всего человечества.
Уверование в Аллаха есть основа исламского воззрения. Этокраеугольный камень жизненного пути. А также это являетсяфундаментом нравственности, приличий, экономики, политики, словом, каждого движения и вздоха раба Аллаха.
Уверование в Аллаха означает признание Его единственностив обладании правом на божественность, владычество-воспитательство и поклонение. Это — признание того, что толькоодному Аллаху свойственно обладание властью над сердцем, совестью, каждым поступком человека в его жизни. В этих делах уАллаха нет никакого сотоварища.
У Него нет сотоварища в творении. Он Сам сотворил все.
И нет у Него сотоварища в распоряжении вещами и делами. Он один Сам распоряжается всеми делами.
Нет у Него сотоварища в наделении уделом (ризком). ЛишьОн Сам наделяет уделом всех.
Нет у Него сотоварища в предоставлении пользы. Только ОнСам дарует всем пользу.
Нет у Него сотоварища в сотворении всего зловредного. Только Он Сам осуществляет сотворение всего вредоносного.
Абсолютно все во Вселенной, от мала до велика, происходитпо воле и дозволению Аллаха.
У Него нет сотоварища в праве на ибадат — быть объектомпоклонения и быть Тем, по отношению к Кому становятся рабами. Все ибадаты и ибадаты всех принадлежат только Самому Аллаху. Иу Него нет сотоварища в праве на повиновение. Все повиновения иповиновения всех принадлежат только Самому Аллаху.
У Него нет сотоварища в обладании властью над сердцами исовестью рабов. Только Сам Аллах — Властитель и Господь сердец исовести всех людей.
И нет у Него сотоварища в руководстве жизнью рабов. ТолькоСам Всевышний Аллах диктует жизненный путь, законы, экономикуи взаимоотношения для всех. Совершенный ийман, уверование вАллаха требует именно этого.
Уверование в Аллаха заключает в себе также и уверование вангелов Аллаха. Всевышний Аллах повелел уверовать в ангелов. Именно поэтому сказано, что прочность веры в Аллаха должнакасаться прежде всего того, во что необходимо уверовать. То естьвера в Аллаха, укрепившись, должна превалировать над другимиуверованиями. Уверование в ангелов Аллаха является той частьюуверования в сокровенное — гайб, которое не поддаетсявосприятию органами чувств и находится выше такого восприятия. Аллах, сотворивший человека, будучи Ведающим о существовании вприроде человека интереса к сокровенному, повелел ему увероватьв один из объектов сокровенного — в ангелов.
Человек, уверовавший в то, что его всегда окружают ипостоянно пребывают вместе с ним ангелы, что они записывают всеего деяния и что они обладают прочими особенностями, будетстремиться совершать только добро и сторониться зла. А наличиетакого «ощущения» необходимо каждому человеку.
Одним из моментов, отличающих человека от животного, также является уверование в сокровенное, в том числе и вера вангелов Аллаха. Обладающий такой верой человек не останется втесном пространстве — в замкнутых пределах своих органоввосприятия. Его представления расширятся до бескрайности.
Уверование в книги Аллаха также является ийманом, ответвляющимся из веры в Самого Аллаха. Аллах Сам повелелуверовать в божественные книги. Уверовавший в Аллаха человекдолжен уверовать и в пришедшие от Него известия.
Уверование в пророков Аллаха также является ийманом, произрастающим из иймана в Самого Аллаха. Аллах Сам повелелуверовать в пророков. Уверовавший в Аллаха человек долженуверовать и в Его пророков.
«Не делаем различий между кем-либо из посланников Его».
То есть мы одинаково веруем во всех пророков, посланныхАллахом. Ни одного из них мы не выделяем. Таким образом, исламская умма стала единственной и последней наследницей всехпророчеств.
Мусульмане были удостоены такого великого блага, какийман. Этот ийман приведет их к благоденствию в обоих мирах.
«И сказали: «Мы услышали и повиновались!»
Так могут сказать лишь те, кто воистину уверовал в Аллаха, вЕго ангелов, в Его книги и в Его пророков.
Услышать каждое известие, ниспосланное от Аллаха, повиноваться каждому повелению, пришедшему от Аллаха — делонастоящего правоверного.
Правоверный человек, слушая каждую поступившую отАллаха весть, повинуясь каждому Его повелению, ощущает в себееще и наличие недостатка и говорит: «[Просим] прощенияТвоего, Господь наш, и к Тебе возвращение!». Обратитевнимание, сначала «слушать», потом «повиноваться» и, наконец, просить прощения грехов. Некоторые глупцы не слушают и неповинуются, но притязают на прощение грехов.
Существует причина, по которой правоверный человек таксильно беспокоится. Ведь он прекрасно знает, что возвращениесостоится к Самому Аллаху.
Хотя раб и готов всегда слушать и повиноваться, все жеВсевышний Аллах хорошо знает степень его повиновения, на что онспособен и на что не способен, а потому не предлагает ему ничегосверх его возможностей.
286. Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного длянее. Ей [душе] — во благо то, что приобрела, и ей [душе] — во вред то, что приобрела. Господь наш! Не взыщи с нас, если мыпозабыли или ошиблись. Господь наш! И не налагай на настяжесть, как Ты налагал ее на тех, которые были до нас. Господь наш! И не налагай на нас то, на что нет силы у нас. Помилуй же нас, и прости нам, и помилосердствуй нас! Ты — Владыка наш. Помоги же нам против народа неверных!
Аллах, Ведающий обо всем до самых тончайших деталей, знает также и то, на что способна или не способна каждая душа. Ипо причине милосердия и благосклонности к Своим рабам, Он ниодну душу не призывает к чему-то, что выше ее сил, хотя имеет наэто право и возможность.
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кромевозможного для нее».
Повеления и запреты Аллаха находятся в рамкахвозможностей раба. И именно в зависимости от соблюдения тоговозложенного, несмотря ни на что другое, определяется рабунаказание или награда. Душе каждого раба:
«Ей [душе] — во благо то, что приобрела, и ей [душе] — во вред то, что приобрела».
В Судный день дружеские и приятельские отношения, посредничество, происхождение и род, а также другие привилегии не будут иметь силы. Каждая душа будет отвечать за себя сама. А раз так, то каждый раб Аллаха должен с верой и ихласом (искренне) выполнять повеления Аллаха и всегда обращаться смольбой к Нему Самому.
«Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли илиошиблись».
Правоверный раб-мусульманин старается максимальноиспользовать все имеющиеся возможности и действовать всоответствии с повелением Аллаха. Для этого он преодолеваетмногие препятствия, претерпевает трудности. Но он и не ангел, порой по неведению может совершить ошибку, или же, запамятовав, забывает о чем-то. Именно поэтому, в начале этоймольбы человек просит Самого Всевышнего Аллаха не подвергатьего за эти недостатки мучениям. Всевышний Аллах принял этумолитву Своих правоверных рабов.
В хадисе, переданном имамом Табарани, Пророкалайхиссалам сказал:
«Моей умме прощены три деяния — ошибки, позабытые делаи принуждение».
«Господь наш! И не налагай на нас тяжесть, как Тыналагал ее на тех, которые были до нас».
Как известно, Всевышний Аллах возлагал на предыдущиеуммы тяжелые и непомерные задачи из-за их неповиновения.
Если некоторым Он приказал ради искупления убить самихсебя, иным повелел разрезать одежды, чтобы устранить нечистоты. Здесь передается просьба не возлагать подобные тяжелые дела ина исламскую умму:
«Господь наш! И не налагай на нас то, на что нет силыу нас».
Правоверные мусульмане всегда готовы выполнить повелениеАллаха, какое бы оно ни было. Но они надеются на безграничностьмилосердия Аллаха, констатируя свое ничтожество, они возносят этумолитву.
«Помилуй же нас, и прости нам, и помилосердствуйнас!»
Правоверный раб-мусульманин хорошо осознает, что сколькобы он ни старался, все равно не сможет полноценно исполнить свойдолг как раба божьего. Поэтому он всегда просит для себяпомилования, прощения и милосердия Аллаха.
«Ты — Владыка наш. Помоги же нам против народаневерных!»
В действительности, для правоверного раба нет другогопокровителя и владыки, кроме Самого Аллаха. Нет и помощника. Именно поэтому, только у Него Самого испрашивается помощь дляпобеды в одном из самых важных дел в жизни правоверных — вборьбе с неверными народами.
О двух последних аятах суры «Бакара» до нас дошломножество хадисов.
В том числе, в хадисе, переданном имамом Насаи от ИбнАббаса радияллаху анху, говорится следующее:
«Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам сидел вместе сДжабраилом. Сверху послышался какой-то звук. Джабраилпосмотрел в небо и сказал:
— Это — одна из дверей рая, никогда раньше она неоткрывалась, а сегодня раскрылась.
Оттуда спустился ангел и явившись перед Пророкомалайхиссалату вассалам, сказал:
— Благая весть! Тебе дарованы два луча света, которые небыли даны пророкам до тебя: сура “Фатиха” и конец суры “Бакара”. За каждую букву, прочтенную тобой, поистине, тебе воздастся (саваб)».
В хадисе, переданном имамом Ахмадом, Посланник Аллахасаллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Читай последние два аята суры «Бакара», они дарованы мнеиз сокровищницы, находящейся под Аршем».
В другом хадисе Он алайхиссалам сказал: «Кто ночьюпрочитает последние два аята из суры «Бакара», того будетдостаточно»…
Публикация смыслового перевода аятов суры «Бакара» и тафсира к ним завершилась. Далее, по милости Всевышнего, начнется публикация тафсира суры «Àли Имран».