Ниспослана в Мекке. Состоит из 11 аятов.
Сура названа по первому слову первого аята, который на арабском языке начинается со слова духа, что обозначает период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на «высоту копья», и продолжающийся до позднего утра — до времени, когда до зенита солнца остается час. Аллах начинает суру с клятвы этим отрезком времени дня — духа, утверждая, что не покинул Своего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и не питает к нему гнева.
В хадисах о причине ниспослания данной суры говорится, что был период, когда Пророку саллаллаху алайхи васаллам перестал ниспосылаться вахий, то есть ангел Джабраил алайхиссалам перестал являться к посланнику Аллаха. Это крайне обеспокоило Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и ввергло его в печаль. Враги тут же распустили слух: «Господь Мухаммада возненавидел его и покинул». Тогда Аллах ниспослал эту суру, обращенную непосредственно к Мухаммаду саллаллаху алайхи вассалам. Сура «Духа» от начала до конца состоит из обращений к Пророку саллаллаху алайхи вассалам, в которых можно увидеть, как Аллах восславляет и возвеличивает его.
Суру «Духа» Всевышний Аллах начинает клятвой уходящим утром и ночью, погружающейся в тишину, чтобы подчеркнуть высокое достоинство и значимость Своего Посланника Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Затем Аллах предвещает то, что будет дано последнему Пророку саллаллаху алайхи васаллам в ахирате.
После этого напоминается, что он саллаллаху алайхи васаллам был в детстве сиротой, Аллах проявил к нему милость и снисхождение, вывел его из тяжелого положения.
В конце суры, взамен ниспослания вышеназванных трех благ, Аллах высказывает Своему Пророку саллаллаху алайхи васаллам три встречных пожелания для исполнения: проявлять милость к сироте, не допускать грубости по отношению к просящему и рассказывать о благах своего Господа.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
وَالضُّحَىٰ
وَاللَّيْلِ إِذَا سَجَىٰ
1. Клянусь [временем] духа!
2. И ночью, когда [она] погружена в тишину!
Аллах привлекает внимание к двум знамениям, демонстрирующим Его всемогущество — клянется занявшим часть дня поздним утром и погружающейся во тьму ночью. Вместе с тем, посредством этих клятв, Он утверждает и подчеркивает смысл следующего аята.
مَا وَدَّعَكَ رَبُّكَ وَمَا قَلَىٰ
3. Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.
Этот аят был ниспослан в период, когда после первых вахий Аллаха Пророк саллаллаху алайхи васаллам на некоторое время перестал получать их, что очень опечалило его. Этим обстоятельством тут же воспользовались язычники и стали распускать слухи о том, что Аллах покинул Своего Посланника и разгневался на него. И Аллах, как опровержение домыслов, ниспослал этот аят. Поклявшись Своими чудными творениями — духа и ночью, Аллах заверил, что не покинул Своего Посланника саллаллаху алайхи васаллам и не питает к нему гнева. А некоторый перерыв с ниспосланием аятов устроен лишь для того, чтобы еще более повысить душевную страсть Пророка саллаллаху алайхи васаллам к вахий.
وَلَلْآخِرَةُ خَيْرٌ لَكَ مِنَ الْأُولَىٰ
4. И действительно, последняя жизнь лучше для тебя, чем мирская.
Поэтому Пророка саллаллаху алайхи васаллам не интересовал этот бренный мир. Великий сподвижник Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху говорил:
«Посланник Аллаха заснул на голой циновке и отлежал бок. Когда он проснулся, поглаживая ему бок, я сказал:
— О Посланник Аллаха, позвольте постелить что-нибудь поверх циновки.
Он же ответил:
— На этом свете я похож на всадника, едущего в тени дерева, проеду быстро, а тень останется!»
وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَىٰ
5. И непременно вскоре одарит тебя Господь твой, и будешь доволен.
Поистине, Аллах наделил Пророка саллаллаху алайхи васаллам великими благами, никто другой из рабов Аллаха не удостаивался таких милостей. В частности Аллах наделил его прекраснейшими нравами, постоянной божественной защитой, прощением ему всех прежних и последующих грехов, тем, что его шариат сделан общечеловеческим, для всех людей во всем мире и на все последующие времена, преобладанием его религии над остальными, правом шафаъата (заступничества перед Аллахом в день Суда) и другими благами.
أَلَمْ يَجِدْكَ يَتِيمًا فَآوَىٰ
6. Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал приют?
Известно, что отец Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам Абдуллах умер до рождения сына, на шестом месяце беременности жены. Мать Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам Амина умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммад остался на воспитании у своего деда Абдулмутталиба. Но спустя два года умер и он. Мальчик остался на попечении родного дяди по отцу Абу Талиба, который воспитал его, помогал, опекал и защищал. Даже тогда, когда Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам исполнилось сорок лет и он стал пророком, Абу Талиб продолжал заступаться за него, хоть сам и не принял его религии. Он защищал и оберегал Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам от злодеяний неверных. Все эти события происходили, несомненно, по милости и предустановлению Аллаха.
وَوَجَدَكَ ضَالًّا فَهَدَىٰ
وَوَجَدَكَ عَائِلًا فَأَغْنَىٰ
7. И [разве не] нашел тебя растерянным и наставил на праведный путь?
8. И [разве не] нашел тебя нуждающимся и сделал не нуждающимся?
Действительно, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам жил в бедности. Аллах вывел его из такого положения. Главное, Он сделал сытыми его глаза — сделал довольствующимся тем, чем Он наделил его. В этом истинное богатство. В хадисе, переданном от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Богатство — это не множество имущества, а сытость глаз (довольство имеющимся)!».
فَأَمَّا الْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ
9. Но на сироту не гневись!
То есть не обижай сироту, не унижай, не отбирай его имущество и так далее. В хадисе сказано: «Самая лучшая мусульманская семья — та, которая оказывает добро сироте, а самая плохая — та, что относится к сироте плохо».
وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ
10. А просящему не груби, отгоняя!
Если пришел нуждающийся проситель милостыни, то мусульманин должен что-нибудь подать, а если дать нечего, то обойтись вежливо. Но ни в коем случае нельзя ему грубить, разговаривать резко или прогонять. Однако неимущий, сделавший прошение милостыни своим ремеслом, не считается просителем милостыни. Ибо Пророк саллаллаху алайхи васаллам сам запретил превращать нищенство в ремесло, профессию.
وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
11. Но о благах своего Господа рассказывай!
У Всевышнего Аллаха нескончаемое количество благ, все их не перечесть. И все же нужно всегда возносить благодарения за них. Благодарение же выражается восхвалением Дающего эти блага — Аллаха — и расходованием блага на пути, указанном Им.