1443 йил 26 зуль-ка’да | 2022 йил 26 июнь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Самое великое терпение это...

09:30 / 15.04.2020 1993 Режим чтения + -

В надежде на довольство Аллаха проявляют терпение. Их терпение проявляется только ради довольства Аллаха. А не для показухи, не ради притворства. И не для того, чтобы хвастаться перед самим собой. Терпение бывает разным. В суре «Раъд» сказано:

21. И [они] те, которые соединяют то, что повелел Аллах соединить, и боятся своего Господа, и страшатся злого расчета.

Второе качество обладающих разумом — это то, что они:

«…соединяют то, что повелел Аллах соединить».

Во главе всех этих дел стоит «силатур рахм» — соединение и поддерживание родственных уз, совершение для них благодеяний. Также на мусульманина возложена обязанность совершать благодеяния в отношении вдов и сирот, бедных и обездоленных, помогать всем нуждающимся и, вообще, всем живым существам.

Третье качество обладающих разумом — это то, что они:

«Боятся своего Господа…».

То есть они постоянно ощущают, чувствуют бесконечность могущества Всевышнего Аллаха.

Они понимают свою беспомощность перед величием Всевышнего Аллаха и воздерживаются от совершения прегрешений.

Четвертое качество обладающих разумом:

«…и страшатся злого расчета».

Они хорошо знают о неизбежности расчета в Судный день и поэтому, постоянно страшась этого расчета, совершают только праведные деяния и избегают совершения скверных.

Следующий аят продолжает перечислять качества обладающих разумом и сообщает также об исходе для них:

22. И [они] те, которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа, и безупречно совершают намаз, и расходуют тайно и явно из того, чем Мы их наделили, и отвращают добром зло. Они — для них [уготована] благая последняя обитель. 

Пятое качество обладателей разума:

«И [они] те, которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа».

Самое великое из его проявлений — это терпеть трудности на пути выполнения требований Иймана и Ислама. Терпеть неуместные распоряжения и действия людей. Проявлять терпение относительно доставшихся тебе благ и так далее.

Шестое качество обладателей разума:

«И безупречно совершают намаз».

Потому что если не будет намаза, то не будет и связи между Аллахом и рабом. В результате не будет соблюдена верность также и договору с мийсаком. Именно поэтому намаз важнее всего. Поэтому намаз описывается как «фактор, различающий верующих рабов и других».

Седьмое качество обладающих разумом:

«И расходуют тайно и явно из того, чем Мы их наделили…».

Инфак — расходование средств на добрые дела из удела, дарованного Аллахом, представляет собой сильный стимул для развития взаимоотношений между рабами-мусульманами. Это дело избавляет сердца богатых от недуга скупости, а сердца принимающих инфак бедных очищает от зависти и злобы. Инфак порой делается тайно, а иногда открыто. Если расходующий избегает рийа или не хочет, чтобы получатель оказался в неловком положении, то в схожих с этим ситуациях пожертвование делается тайно. А если возникла потребность в побуждении людей к исполнению положений шариата[1], если присутствует замысел, чтобы люди брали пример, то в подобных ситуациях инфак делается в открытую.

Восьмое качество обладающих разумом:

«И отвращают добром зло».

Это не всеобщее обязательное правило. А правило, которое соблюдается в особых случаях, с определенной целью. Собственно говоря, если в других аятах, к примеру, в суре «Шууро» говорится: «И воздаяние зла — зло, подобное ему»[2], то в суре «Бакара» сказано: «Кто же преступил против вас, то преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас»[3].

Улемы по этому поводу говорили, что воздаяние злу добром, что упоминается в этом аяте, может быть проявлено в ежедневных личностных отношениях в целях прекращения зла, но в делах, которые касаются религии Аллаха, это правило не применятся.

Некоторые религиозные ученые отмечали, что перечисленные в этих аятах восемь праведных качеств — это своего рода намек на восемь ворот рая.

Вот и в конце аята речь тоже упирается в рай:

«Они — для них [уготована] благая последняя обитель».

В следующем аяте поясняется, что такое «благая последняя обитель»: 

23. [Это —] сады Адн (Эдема)[4], — войдут в них и те, кто был праведен из их отцов, и супругов, и их потомств. И ангелы войдут к ним через все двери. 

24. [Скажут ангелы:] «Мир вам за то, что вы терпели! Как же прекрасна последняя обитель!».

То есть обитель последней жизни, которой удостоятся обладатели разума, владельцы упомянутых восьми качеств, это:

«Сады Адн (Эдема)».

Адн (Эдем) — это одно из названий рая, лексически означающее «место пребывания, место проживания». Стало быть, эти обладающие разумом — правоверные мусульмане за то, что объединили в себе указанные качества и жили в этом мире, следуя им, в День воскресения войдут в сады Эдема.

«Войдут в них и те, кто был праведен из их отцов, и супругов, и их потомств».

В этот рай, дабы их удовольствия и наслаждения были еще более полными, вместе войдут и их родители, муж или жена, а также сыновья и дочери. Но существует условие. Эти родители, супруги и дети должны быть людьми праведными. Если они неправедные люди, то не смогут войти. Сады Эдема — это большое благо, вошедшие в них достигнут великой степени. Там они получат невиданные и неслыханные блага. 

Более того:

«И ангелы войдут к ним через все двери. [Скажут ангелы:] “Мир вам за то, что вы терпели! Как же прекрасна последняя обитель!”».

А это сделает их наслаждение еще сильнее. Когда человек достигает какого-либо блага в этом мире, он получает удовольствие. Но если близкие люди поздравят его с этим благом, то удовольствие обновляется и усиливается.

[1] Шариат — свод религиозных положений и предписаний.

 

[2] Аят 40.

 

[3] Аят 194.

 

[4] Адн (عدن) — досл. «постоянное пребывание»; одно из названий рая (джанна — сад, рай). В русской транслитерации обычно используется Эдем (Джаннату Адн — сады Эдема).

 

Из книги Тафсир Хилал.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.


Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Только Аллах знает о состоянии человека в утробе его матери. Сам же человек может знать лишь некоторые внешние состояния. Об истинном же положении ведает Аллах. читать полностью

1455 09:30 / 14.01.2020
аяты 11 20 11. И Мы поразили их уши глухотой в пещере на несколько лет..Поразить их уши, означает .сделать их уши неслышащими,. Когда юноши, спасаясь бегством, читать полностью

597 13:43 / 29.09.2021
Ниспослана в Мекке. Состоит из 17 аятов.Название суры взято из слова атторик из первого аята. Это слово в арабском языке означает .сильный стук,. К примеру, арабы читать полностью

2633 14:29 / 25.05.2018
Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов.Когда мушрики пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и попросили его описать своего Господа, изложить Его читать полностью

3484 17:00 / 25.09.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Существует онлайнигра, в которой ставки делаются реальными деньгами, и при выигрыше человек получает вложенные деньги и проценты от них. Я читать полностью