В надежде на довольство Аллаха проявляют терпение. Их терпение проявляется только ради довольства Аллаха. А не для показухи, не ради притворства. И не для того, чтобы хвастаться перед самим собой. Терпение бывает разным. В суре «Раъд» сказано:
21. И [они] те, которые соединяют то, что повелел Аллах соединить, и боятся своего Господа, и страшатся злого расчета.
Второе качество обладающих разумом — это то, что они:
«…соединяют то, что повелел Аллах соединить».
Во главе всех этих дел стоит «силатур рахм» — соединение и поддерживание родственных уз, совершение для них благодеяний. Также на мусульманина возложена обязанность совершать благодеяния в отношении вдов и сирот, бедных и обездоленных, помогать всем нуждающимся и, вообще, всем живым существам.
Третье качество обладающих разумом — это то, что они:
«Боятся своего Господа…».
То есть они постоянно ощущают, чувствуют бесконечность могущества Всевышнего Аллаха.
Они понимают свою беспомощность перед величием Всевышнего Аллаха и воздерживаются от совершения прегрешений.
Четвертое качество обладающих разумом:
«…и страшатся злого расчета».
Они хорошо знают о неизбежности расчета в Судный день и поэтому, постоянно страшась этого расчета, совершают только праведные деяния и избегают совершения скверных.
Следующий аят продолжает перечислять качества обладающих разумом и сообщает также об исходе для них:
22. И [они] те, которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа, и безупречно совершают намаз, и расходуют тайно и явно из того, чем Мы их наделили, и отвращают добром зло. Они — для них [уготована] благая последняя обитель.
Пятое качество обладателей разума:
«И [они] те, которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа».
Самое великое из его проявлений — это терпеть трудности на пути выполнения требований Иймана и Ислама. Терпеть неуместные распоряжения и действия людей. Проявлять терпение относительно доставшихся тебе благ и так далее.
Шестое качество обладателей разума:
«И безупречно совершают намаз».
Потому что если не будет намаза, то не будет и связи между Аллахом и рабом. В результате не будет соблюдена верность также и договору с мийсаком. Именно поэтому намаз важнее всего. Поэтому намаз описывается как «фактор, различающий верующих рабов и других».
Седьмое качество обладающих разумом:
«И расходуют тайно и явно из того, чем Мы их наделили…».
Инфак — расходование средств на добрые дела из удела, дарованного Аллахом, представляет собой сильный стимул для развития взаимоотношений между рабами-мусульманами. Это дело избавляет сердца богатых от недуга скупости, а сердца принимающих инфак бедных очищает от зависти и злобы. Инфак порой делается тайно, а иногда открыто. Если расходующий избегает рийа или не хочет, чтобы получатель оказался в неловком положении, то в схожих с этим ситуациях пожертвование делается тайно. А если возникла потребность в побуждении людей к исполнению положений шариата[1], если присутствует замысел, чтобы люди брали пример, то в подобных ситуациях инфак делается в открытую.
Восьмое качество обладающих разумом:
«И отвращают добром зло».
Это не всеобщее обязательное правило. А правило, которое соблюдается в особых случаях, с определенной целью. Собственно говоря, если в других аятах, к примеру, в суре «Шууро» говорится: «И воздаяние зла — зло, подобное ему»[2], то в суре «Бакара» сказано: «Кто же преступил против вас, то преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас»[3].
Улемы по этому поводу говорили, что воздаяние злу добром, что упоминается в этом аяте, может быть проявлено в ежедневных личностных отношениях в целях прекращения зла, но в делах, которые касаются религии Аллаха, это правило не применятся.
Некоторые религиозные ученые отмечали, что перечисленные в этих аятах восемь праведных качеств — это своего рода намек на восемь ворот рая.
Вот и в конце аята речь тоже упирается в рай:
«Они — для них [уготована] благая последняя обитель».
В следующем аяте поясняется, что такое «благая последняя обитель»:
23. [Это —] сады Адн (Эдема)[4], — войдут в них и те, кто был праведен из их отцов, и супругов, и их потомств. И ангелы войдут к ним через все двери.
24. [Скажут ангелы:] «Мир вам за то, что вы терпели! Как же прекрасна последняя обитель!».
То есть обитель последней жизни, которой удостоятся обладатели разума, владельцы упомянутых восьми качеств, это:
«Сады Адн (Эдема)».
Адн (Эдем) — это одно из названий рая, лексически означающее «место пребывания, место проживания». Стало быть, эти обладающие разумом — правоверные мусульмане за то, что объединили в себе указанные качества и жили в этом мире, следуя им, в День воскресения войдут в сады Эдема.
«Войдут в них и те, кто был праведен из их отцов, и супругов, и их потомств».
В этот рай, дабы их удовольствия и наслаждения были еще более полными, вместе войдут и их родители, муж или жена, а также сыновья и дочери. Но существует условие. Эти родители, супруги и дети должны быть людьми праведными. Если они неправедные люди, то не смогут войти. Сады Эдема — это большое благо, вошедшие в них достигнут великой степени. Там они получат невиданные и неслыханные блага.
Более того:
«И ангелы войдут к ним через все двери. [Скажут ангелы:] “Мир вам за то, что вы терпели! Как же прекрасна последняя обитель!”».
А это сделает их наслаждение еще сильнее. Когда человек достигает какого-либо блага в этом мире, он получает удовольствие. Но если близкие люди поздравят его с этим благом, то удовольствие обновляется и усиливается.
[1] Шариат — свод религиозных положений и предписаний.
[2] Аят 40.
[3] Аят 194.
[4] Адн (عدن) — досл. «постоянное пребывание»; одно из названий рая (джанна — сад, рай). В русской транслитерации обычно используется Эдем (Джаннату Адн — сады Эдема).
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.