Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Один из сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам установил шалаш на могиле, не зная, это была могила. А когда [он услышал, как] человек в могиле прочитал суру «Табарокал лазии бийадихил мулку…» [«Мулк»], и даже закончил ее, он сообщил об этом Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Так, он алайхиссалам сказал:
«Она [сура «Мулк»] – воспрещающая. Она – спасающая, спасет его от мучений могилы».
Передали Тирмизи и Табарани.
После того, как было установлено, что даже покойник в могиле читает Куръан, почему же нужно запрещать чтение Куръана над могилой живым?! Поэтому у нас стало обычаем читать суру «Мулк» после похорон. У других, например, в Ливии, читают суру «Йа Сиин».
Согласно мазхабу Ахлуc сунна вал джамаа, дух, то есть душа, способная говорить, излагать и понимать речь, не исчезает после смерти тела. Она продолжит существовать. Души усопших собираются. Наказания и вознаграждения будут применены как относительно души, так и к телу. Предоставление благ душе либо ее мучение продолжится даже после того, как она отделится от тела.
Усопший будет постоянно знать о состоянии своих живых близких. Он радуется, когда они совершают благие поступки, и огорчается, когда они совершают скверные деяния.
Покойник знает, кто посещает его могилу. Когда близкие совершают одобряемые действия, от этого до него доходит польза, когда же они совершают отвратные поступки – он страдает.
Согласно ханафитскому мазхабу посещение могил мужчинами и женщинами приветствуется (категория мандуб деяний). Другие мазхабы считают, что посещение могил женщинам не позволительно.
Желательно посещать могилы по пятницам, субботам, понедельникам и четвергам. Лучше, когда посещение и молитвы осуществляются стоя.
Приветствуется чтение посетителями суры «Йа Сиин». Это отмечено в хадисе, который передали автор книги «ал-Бахрур раик» и аз-Зайлаъи от Анаса радияллаху анху. В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто войдет на кладбище и прочтет суру «Йа Сиин», в тот день будет облегчено [мучение могилы] им [обитателям могил], и будет ему [записано] хороших дел соответственно количеству людей на нем [кладбище]».
Ахмад, Ибн Маджа, Абу Давуд и Хаким передают от Маъкила ибн Ясара радияллаху анху хадис, в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Читайте “Йа Сиин” своим усопшим».
Также будет полезным чтение суры «Фатиха», суры «Бакара» от начала до фразы «...муфлихуун», Аятал Курси, конца суры «Бакара» («Ааманар-расулу...»), сур «Мулк», «Такасур», по три раза сур «Фалак» и «Наас», а также три, семь или одиннадцать раз суры «Ихлас». Возносится молитва, и савабы за кираат сур и аятов посвящаются душам усопших. Аллах – Лучший Знающий.
ВОПРОС: Я считал чтение Куръана над могилой макрухом. Друзья показывают мне некоторые книги и говорят: «Здесь сказано, что, оказывается, можно читать Куръан над могилой». А еще говорят, что покойник, оказывается, после захоронения, при могильном спросе теряется, поэтому людям, отходящим от могилы, на каждом шагу или на седьмом шагу следует читать Куръан. Я попытался объяснить им основу религии, ее истину. Но они не могут переварить это, потому что я не смог привести доказательство.
ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим.
Передается от Маъкила ибн Ясара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Читайте «Йа Сиин» вашим усопшим».
Передали Абу Давуд, Насаи, Ахмад и Ибн Хиббан.
В понимании (толковании) этого хадиса улемы совершили три иджтихада.
Некоторые утверждали, что под словом «усопшим» подразумеваются те, кто находится на одре смерти. Поэтому человеку мухтазар – находящемуся при смерти нужно читать суру «Йа Сиин». Чтение именно этой суры рекомендовано потому, что в ней упоминаются воскрешение, Судный день, рай, ад, необходимость остерегаться козней шайтана и др.
Наиболее известными представителями этой группы улемов являются имам Малик и имам Шафиъи.
Улемы второй группы – это имам Ахмад ибн Ханбал, ханафиты и некоторые представители маликитского и шафиъитского мазхабов, утверждали, что чтение Куръана посвящается только усопшим, и аргументировали свои слова вышеуказанным хадисом и существующей практикой исламской уммы. В то же время они комментировали свою точку зрения следующим образом:
1. В хадисе сказано «усопшим», а не «лежащим на смертельном одре». Слово «усопший» употребляется в отношении уже умершего человека. Для применения слова «усопший» в отношении человека, находящегося при смерти, нужны дополнительные указывающие знаки или намеки, чего нет в этом хадисе.
Имам Шавкани говорил: «Мухиб ат-Табари сказал: «Следование этому хадису в целом представляется правомерным, что также подтверждается и следующим хадисом, который привел Дара Кутни», и привел этот хадис:
«Кто, проходя через кладбище, прочтет «Кул хуваллаху ахад» одиннадцать раз, а затем посвятит награду за это умершим, будет одарен наградой, равной количеству умерших».
2. Одна из мудростей чтения Куръана – привнести облегчение. Оно востребовано как для человека на смертном одре, так и для усопшего.
В книге «Муснадул Фирдавс» сказано: «Каждому покойнику, при котором будет прочтена сура «Йа Сиин» после смерти, Аллах непременно даст облегчение».
Имам Ахмад сказал: «Почтенные шейхи говорили: «Когда читается «Йа Сиин» для усопшего, ему дается облегчение».
3. Такое действие (чтение Куръана для усопших) уподобляется чтению суры «Фатиха» в намазе джаназа.
4. В хадисах сказано о требовании приветствовать усопших при посещении кладбища. Раз уж покойника достигает польза от приветствования, являющегося речью человека, так почему же его не должна достигать польза от слова Аллаха?
5. Всем известно, что на место, где читается Куръан, снизойдут сакина[1] и милосердие Аллаха. Так почему же не должны снизойти сакина и милосердие там, где лежит покойник?
6. В благородном хадисе передается, как один путник, сам того не ведая, воздвиг шалаш на могиле. Ночью он услышал, как человек (покойник) в могиле прочитал суру «Мулк» до конца. Когда путник сообщил об этом Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, тот сказал:
«Она [сура «Мулк»] – запрещающая. Она – спасающая. Она спасет его от мучений могилы».
Если доподлинно установлено, что покойник читал Куръан в своей могиле, то почему же надо запрещать живым читать его над могилами?
Нет никакого доказательства, запрещающего чтение Куръана. Как известно, согласно шариату, для совершения определенных действий, равно как и для запрета совершения иных действий, требуются доказательства-аргументы. Так доказательств, воспрещающих чтение Куръана усопшему, не существует.
Улемы этой категории говорят, что приведенные здесь высказывания относятся к вопросу посвящения саваба за чтение Куръана. И если чтец станет посвящать саваб от чтения, то надобность в этих разговорах отпадает. Ибо в таком случае чтение и его посвящение обретет значение молитвы, а получение покойником пользы от молитвы никто не сможет отвергнуть.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, "Разногласия: причины и решения"
[1] Сакина – досл. «спокойствие»; умиротворение, спокойствие души, всесторонняя уравновешенность.