Мнение муфтия Египта по этому вопросу
В подтверждение того, что такие спорные вопросы возникают не только у нас, в Центральной Азии или в странах СНГ, но и в других странах, позвольте привести фрагмент перевода из книги «Современные фатвы» верховного муфтия Арабской Республики Египет почтенного шейха Али Джумъа.
ВОПРОС: Каково положение о чтении Куръана при похоронах или после них возле могилы? Каково положение о талкине[1]Куръана покойному? Некоторые люди говорят: «Такое действие является бидъой. Об этом нет сведений ни в Куръане, ни в хадисе, ни в сведениях, которые следует соблюдать, и Куръан не ниспослан, чтобы его читали у могил». Каково же положение шариата по этому вопросу?
ОТВЕТ: О чтении Куръана в повелениях шариата сказано в обобщенном виде. Обобщенное же повеление подразумевает все возможные пространства, времена, людей и обстоятельства. Такую общность можно ограничить только доказательством. Если ограничить без доказательств, то это будет бидъой и установлением ограничений в деле, в котором был предоставлен простор Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам.
Согласно этому, чтение Куръана возле могилы до или после захоронения является шариатским деянием, на что также указывает и общность нассов (шариатских текстов). В дополнение к этому, существует множество хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и дошедшие до нас произведения праведных предков.
Об этом вопросе сказано в томе с названием «Кираат у могил» в книге «Джамиъ» имама Абу Бакра Халлала Ханбали (ум. в 311 г.), в посвященном этому вопросу разделе книги Хафиза Шамсуддина ибн Абдулвахида Макдиси Ханбали, в книге «Дела ахирата и напоминание о состоянии усопших» имама Куртуби Малики (ум. в 671 г.), в книге «Открыватель сердца в пояснении состояний усопших и могилы» хафиза Суюти Шафиъи (ум. в 911 г.), в книге «Ясность изложения в вопросе достижения саваба Куръана» хафиза Абдуллаха ибн Сиддика ал-Гимари (ум. В 1413 г.) и многих других трудах.
Существует множество хадисов, ясно освещающих этот вопрос. Некоторые из них приведем ниже:
1. Передается от Абдуррахмана ибн Алаа ибн Ладжладжа, он – от своего отца:
«Отец мой сказал мне:
– О, сынок мой! Когда я умру, опусти меня в могилу, а когда положишь меня туда, скажи: «Бисмиллахи ва ъалаа суннати Расулиллахи». Затем засыпай меня землей. Потом прочти над моей головой начало «Бакары» и ее конец. Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил это».
Передал Табарани.
Этот же хадис передал Ибн Умар радияллаху анху в состоянии мавкуф[2]. Также передали Халлал в книге «Кираат у могил», Байхаки в «Сунанул Кубро» и другие. Имам Навави и Ибн Хаджар назвали этот хадис «хасаном[3]».
Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Когда один из вас умрет, не задерживайте его. Несите его скорей к могиле. И пусть над его могилой читается Фатихатул Китаб[4] – у его изголовья, и конец «Бакары» – у его ног».
Передали Табарани и Байхаки.
Имам Ибн Хаджар в своей книге «Фатх» привел этот хадис со словосочетанием «начало «Бакары», вместо словосочетания «фатихатул китаб». Касательно этого вопроса существует много других хадисов, но они относительно слабы.
Передается от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху:
«Кто, проходя мимо могил, прочтет «Кул хуваллаху ахад» одиннадцать раз, а затем посвятит воздаяние за это [чтение] усопшим, будет одарен воздаянием, равным количеству усопших».
Этот хадис передали Халлал в своей книге «Кираат у могил» и Самарканди в своей книге «Достоинства "Кул хуваллаху ахад"».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Кто войдет на кладбище, затем прочтет «Фатихатул Китаб» и «Кул хуваллаху ахад…» и «Алхаакумут такаасур…», а затем скажет: «Аллах мой! Поистине, я посвятил воздаяние за то, что я прочитал из Твоего Слова, обитателям могил из [числа] правоверных мужчин и правоверных женщин!», они [усопшие правоверные] будут ему заступниками перед Всевышним Аллахом.
Передал Абул Касим Занджани в своей книге «Фаваид».
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто войдет на кладбище и прочтет суру «Йа Сиин», в тот день будет облегчено [мучение могилы] им [обитателям могил], и будет ему [записано] хороших дел соответственно количеству людей на нем [кладбище]».
По этому вопросу хафиз Шамсуддин ибн Абдулвахид Макдиси Ханбали написал следующее: «Хотя хадисы по этой теме являются слабыми (заиф), их совокупность указывает на наличие подлинности в них. Мусульмане всех стран и всех времен без какого-либо отрицания – единодушно читают Куръан своим усопшим».
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, "Разногласия: причины и решения"
[1] Талкин – досл. «обучать, наставлять; подсказывать, суфлировать»; обычно, когда применяется в сочетании «совершать талкин шахады», подразумевается повторение фразы свидетельства иймана «Ашхаду ал-Лаа илааха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ъабдуху ва расуулуху» у изголовья умирающего, чтобы он произнес свидетельство – повторил шахаду. Здесь подразумевается талкин, совершаемый над могилой усопшего согласно приводимому далее в тексте преданию.
[2] Мавкуф (от арабс. слова вакф – «остановка», «стояние», «прерывание») – мавкуф хадис – (1) «прерванный» – мавкуф – состояние хадиса, когда рави (передавший хадис лицо) совершил вакф – остановился на сподвижнике и не привел иснад, то есть не назвал других звеньев цепи передачи хадиса. (2) В терминологии улемов науки мусталахул хадис, переданная по цепи передатчиков весть, содержащая слово, или действие, или икрар (признание), отнесенное к сподвижнику, называется мавкуф хадисом.
[3] Хасан – досл. «хороший»; хадис, переданный заслуживающими доверия рави, но не достигающий степени достоверного хадиса;
[4] Фатихатул Китаб – досл. «Открывающая Книгу»; одно из названий первой суры Священного Куръана – суры «Фатиха».