Высказывания по этому поводу основателей следуемых мазхабов
В книге «Фатаваи хиндия» ханафитские улемы приводят следующее: «Когда покойник будет похоронен, является мустахабом читать Куръан возле могилы и потом возносить молитвы столько времени, сколько уйдет на то, чтобы зарезать животное и разделать его мясо».
Мухаммад ибн Хасан сказал: «Шейхи ханафитского мазхаба взяли эти слова за правило».
Но при шейхах маликитского мазхаба достоверностью пользуется то, что это действие является мустахаб деянием. На полях комментария Дасуки к «Шархул кабийр» Ибн Хабиб назвал это деяние «махбубом» и сказал: «Если имам Малик узнавал о человеке, принявшем это деяние в качестве сунны, он не одобрял его».
Эти слова передал и Ибн Рушд. Те же слова передал и Ибн Юнус. А имам Лахми не считал предпочтительным слышать, что «чтение Куръана является махбубом». Ибн Хабиб называл махбубом чтение суры «Йа Сиин». Слова других улемов, помимо этих двух, также указывают на то, что чтение Куръана вообще является махбубом.
Ваззани Малики в книге «Навазилус сугро» пишет о том, что относительно чтения Куръана у могилы Ибн Рушд в книге «Аджвиба», Ибн Араби в книге «Ахкамул Куръан», имам Куртуби в книге «Тазкира» приводили примеры, в которых сказано, что усопший получит пользу от чтения Куръана как в могиле, так и у себя дома. Эту мысль приводят и многие улемы маликитского мазхаба. Среди них – Абу Саъид ибн Лубб, Ибн Хубайб, Ибн Хаджиб, Лахми, Ибн Арафа, Ибн Мавак и другие.
Один из улемов шафиъитского мазхаба имам Навави в своей книге «Маджмуъ» пишет следующее: «Для посетителей кладбищ является мустахабом прежде всего приветствие и вознесение молитвы за всех усопших в могилах. Это его приветствие и мольба должны соответствовать тому, что передано в хадисах. И ему следует читать из Куръана столько, сколько доведется ему, и затем вознести молитву». Имам Шафиъи и его соратники были единодушны в этом мнении и привели этому доказательства.
Как приводит имам Навави в своей книге «ал-Азкар», после того, как покойник будет похоронен, будет мустахабом оставаться (сидеть) возле него столько, сколько уйдет на закалывание и разделку (разделение) животного. Сидящие должны читать Куръан, молиться за усопшего, произносить поучительные проповеди, рассказывать о случаях с хорошими и праведными людьми». Имам Шафиъи и его соратники утверждали: «Читаются некоторые части из Куръана. Будет лучше, если совершится хатм всего Куръана».
Точно так же о дозволенности чтения Куръана возле могилы говорили и ханафитские улемы.
Выдающийся ученый Мирдави в книге «Инсаф» говорил: «Согласно более достоверному из двух преданий, чтение Куръана возле могилы не является макрухом». В книге «Фуруъ» имам Ахмад также приводит доказательство. В комментариях к этой книге сказано: «Это известно от имама Ахмада».
Халлал и его соратники говорили: «Чтение Куръана не является макрухом». Многие из соратников были единодушны с ним. Один из них – имам Кази приводит эту мысль в книгах «Ваджиз», «Фуруъ», «Мугни» и «Шарх», а Ибн Тамим – в книге «Фаик».
Также те, кто изучит книги о сийре, жизнеописаниях и истории, увидят, как поступали в этом вопросе предшественники, а умма без всяких отрицаний последовала за ними, в частности, убедятся в согласии с этим ханбалитов и приверженцев хадисов (ахлул хадис). В потдверждение наших слов ограничимся приведением некоторых сведений об Абу Джаъфаре Хашими ал-Ханбали (ум. в 470 г. х.) из книги «Сияру аъламун нубала» хафиза Захаби. В свое время Абу Джаъфар Хашими ал-Ханбали был шейхом ханбалитов. Когда он скончался, был похоронен рядом с могилой имама Ахмада. Люди остались возле его могилы определенное время. Говорят, что над его могилой было совершено десять тысяч хатмов Куръана.
Даже когда скончался шейх Ибн Таймия, который утверждал: «Чтение Куръана возле могилы является бидъой и это противоречит деяниям салафов и халафов (предшествеников и преемников)», у его могилы и у него дома были совершены хатмы Куръана. Об этом упоминали Абдул Хади Ханбали и другие.
Также является мустахабом совершать талкин усопшему. Передается от Рашида ибн Саъда, Замры ибн Хабиба ва Хакима ибн Умайра, которые являлись табиъинами из числа жителей Химса. Они сказали: «Когда люди, опустив покойника в могилу и засыпав его землей, станут расходиться, то они стоя над его могилой, скажут: «О такой-то! Скажи три раза «Лаа илааха иллаллаху, ашхаду аллаа илааха иллаллаху». О такой-то! Скажи: «Господь мой – Аллах, религия моя – Ислам, Пророк мой – Мухаммад алайхиссалам», а затем разойдутся».
Передается от Абу Умамы Бахили радияллаху анху. Он сказал: «Когда я умру, исполните и мне то, что повелевал исполнять Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам для усопших. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел нам следующее: «Если скончался один из ваших братьев, после выравнивания земли на его могиле пусть один из вас встанет у изголовья могилы и скажет: "О такой-то, сын такого-то!". Тот услышит, но не сможет ответить. Пусть скажет: "О такой-то, сын такого-то!". Тогда тот поднимется и сядет. Пусть скажет: "О такой-то, сын такого-то!". Тогда усопший скажет: "Да помилосердствует тебя Аллах, направь нас на праведный путь". Но вы не почувствуете (не услышите) это. Тогда пусть скажут стоящие вокруг: «Поминай то, что было, когда уходил из этого мира. То есть "Лаа илааха иллаллаху, Мухаммадун Расулуллах. Ты был в довольстве, избрав Аллаха Господом, Ислам религией, Мухаммада алайхиссалам Пророком, Куръан имамом (предводителем)". Ибо каждый из двоих – Мункар и Накир[1] поведут своего опрашиваемого за руки и скажут: "Пойдем с нами, мы не будем пропущены к тому, кому совершился талкин его свидетельства". Всевышний Аллах сделает его свидетельство преградой между ними. И когда один человек спросил: "О Посланник Аллаха! А если не будут знать его мать?". Он алайхиссалам сказал: «Его причислят к [матери всего человечества] Хавве (Еве) и скажут: "О такой-то, сын Хаввы"».
Хафиз ибн Хаджар причислил санад этого хадиса к категории салих (верный, добротный). Также имам Зия назвал его «сильным» в своей книге «Ахкам».
В книге «Равза» имам Навави назвал этот хадис заифом (слабым). Но разрешено употреблять его улемами-мухаддисами в сборниках хадисов о достоинствах. Этот хадис подкрепляется другими достоверными хадисами. Например, хадисами, где сказано «Просите усопшим стойкости» или завещание Амра ибн Асса. Жители Шама до сих пор следуют этому талкину со времен первого века мусульманства, то есть со времен тех, за которыми следуют мусульмане. Всевышний Аллах сказал: «И напоминай, ведь поистине, напоминание приносит пользу верующим» (Сура «Зарийат», аят 55). Следовательно, человек в этом состоянии еще больше нуждается в напоминании.
Ибн Кайюм в книге «Рух» пишет: «Люди во всех краях и веках с древних времен до наших дней следуют этому без всяких отрицаний, несмотря на отсутствие хадиса. Эта умма внедрила такую традицию на территории от запада до востока. Она является совершеннейшей по разуму и просвещению, и не будет обращаться к тому, кто никогда не услышит и не разумеет. Ни один отрицатель не сможет отрицать это. Напротив, это – сунна предшественников для преемников и последующие следуют за предыдущими.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, «Разногласия: причины и решения»
[1] Мункар и Накир – имена двух ангелов, которые в могиле подвергают допросу умершего человека.