Чтобы установить с Куръаном плодотворные отношения, его необходимо читать с одним единственным намерением: получить руководство от своего Господа, приблизиться к Нему и искать Его довольства. То, что вы получаете от Куръана, зависит от того, зачем вы к нему обратились. Ваш ният (намерение) имеет решающее значение. Конечно, Куръан пришел, чтобы вести нас, но можно сбиться с пути, читая его, если приблизиться к нему с нечистыми целями и неправильными мотивами. Вот, что сказано в Священном Куръане о притче, содержащейся в Его Писании:
Перевод смысла аята: «Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако Он вводит в заблуждение посредством нее только нечестивцев» (Бакара, аят 26).
Куръан – это слово Аллаха; поэтому он требует такой же чистоты намерения, как и любое поклонение и служение Ему. Итак, читая Священный Куръан, следует избегать следующего:
1. Чтение для интеллектуального удовольствия.
Нельзя читать Куръан только и исключительно для интеллектуального удовольствия; хотя и следует применять свой интеллект для того, чтобы понимать его. Очень много людей проводят всю жизнь в изучении языка, стиля, истории, географии, права и этики Куръана, и, тем не менее, их жизнь остается нетронутой его посланием. Куръан часто упоминает людей, которые имеют знания, но не получают от этого никакой пользы.
2. Чтение ради того, чтобы поддержать свои доводы.
Также не следует обращаться к Куръану с намерением найти поддержку своим собственным взглядам, понятиям и доводам. Ибо, если делать именно там, то вы услышите лишь отголосок своего собственного голоса, а не слова Бога. Такой подход к пониманию и толкованию Куръана осудил Пророк Мухаммад (саллаллаху алайхи васаллам) в своем хадисе:
«Тот, кто толкует Куръан согласно своему личному мнению, займет свое место в Огне» (ат-Тирмизи).
3. Чтение ради обретения мирских благ.
Ничто не может быть хуже, чем использование Куръана для обеспечения себя какими-то мирскими вещами, такими как имя, уважение, статус, слава или деньги. Вы можете получить их, но вы, несомненно, променяете огромное сокровище за бесценок, и даже обречете себя на урон в Вечной жизни. Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал, что тот, кто учит, читает и преподает Куръан в обмен на мирское признание, будет брошен в огонь (Муслим).
Вы также можете получить другую, меньшую пользу от слов Куръана, такую как исцеление телесных страданий, психологический покой и избавление от нищеты. Все это не запрещено, но, опять же, эта польза не должна быть единственной целью того, что вам нужно от Куръана, вашим главным намерением. Ибо в достижении малой пользы вы можете потерять целый океан благословений, который мог бы быть вашим.
Чтение каждой буквы Куръана несет в себе большие награды. Получайте эти награды и сделайте их целью своего намерения, поскольку они предоставят вам те сильные стимулы, которые необходимы для того, чтобы провести свою жизнь с Куръаном. Но никогда не забывайте, что за понимание, запоминание и соблюдение учений Куръана вам обещана гораздо большая награда в этом мире и в будущей жизни. Именно к этому вы и должны стремиться.
Вы обязаны следить не только за чистотой вашего намерения, но и за тем, чтобы имея Куръан – как в виде самого его текста, так и его живого воплощения в Сунне – вы ни в коем случае не искали какого-либо другого источника для руководства, ибо это будет больше похоже на погоню за миражами. Это будет означать проявление недоверия к Куръану, что, по сути, является его оскорблением.
Ничто не приближает вас к вашему Господу больше, чем те моменты, которые вы проводите с Его словами. Ибо только в Куръане вы получаете уникальную возможность услышать Его слова, обращенные к вам. Поэтому пусть сильное желание приблизиться к Аллаху будет вашим единственным мотивом при чтении Священного Куръана.
Наконец, ваше намерение должно быть направлено на то, чтобы добиваться довольства вашего Господа, посвящая свое сердце, ум и время руководству, которое Он послал вам. Это то, что вы получаете, когда покоряетесь Аллаху:
Перевод смысла аята: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха» (Бакара, аят 207).
Цель и намерения – это как душа тела, внутренняя способность семени. Многие семена выглядят одинаково, но по мере того, как они начинают расти и приносить плоды, проявляются их различия. Чем чище и выше мотив, тем больше ценность и эффективность ваших усилий.
Поэтому всегда спрашивайте себя: почему я читаю Куръан? И постоянно вспоминайте о том, почему вы его читаете, обновляйте ваше намерение. Это может быть лучшим способом обеспечить чистоту и исключительность цели и намерений.