В Суре «Тауба» сказано:
78. Разве не знали они, что, поистине, Аллах знает их тайну и их скрытые разговоры, и что, поистине, Аллах — Весьма Знающий сокровенности?
Когда они снаружи притязали на наличие у них веры, внутри скрывали свое неверие, когда пустословили о религии среди мусульман, оставшись наедине, они перешептывались тайными речами против них. Разве не приходило им на ум, что Аллах обо всем этом ведает? Ведь Всевышний Аллах прекрасно ведает обо всех разговорах!
В этом аяте описывается общее состояние мунафиков. Мунафики всех эпох находятся в таком состоянии.
Улемы передали также хадис и о случае, который непосредственно стал причиной ниспослания этих аятов. В хадисе, переданном имамом Ибн Джариром Табари от Абу Амамы ал-Бахили, говорится следующее:
«Саълаба ибн Хатиб Ансари (обратившись к) Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Вознесите молитву, чтобы Аллах даровал мне богатство.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Горе тебе, о Саълаба, твое малое имущество, за которое ты выказываешь благодарность, лучше большого богатства, которого ты не снесешь.
Саълаба снова повторил свои слова. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Горе тебе, о Саълаба, разве ты не согласен быть похожим на Посланника Аллаха? Клянусь Тем, в Чьих руках моя жизнь, если бы я захотел, чтобы вот эти горы ходили вместе со мной, став из золота и серебра, они бы ходили.
Саълаба сказал:
— Клянусь Тем, Кто послал Вас с истиной, если Вы вознесете Аллаху молитву и Он дарует мне богатство, то я бы давал каждому обладателю права (на закāт) то, на что он вправе.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вознес молитву со словами:
— О Господь мой, даруй Саълабе богатство.
Саълаба стал разводить овец. Его овцы размножились словно саранча. И они уже не помещались в Медине. Он вышел за пределы города и разместился в одной из долин. Намазы зухр и аср он совершал вместе с джамаъатом (общиной), а остальные перестал совершать. Овцы же его все продолжали умножаться. Он перестал приходить на другие намазы, кроме как на пятничный намаз. А его овцы все умножались. Он перестал ходить и на пятничный намаз. По пятницам он стал останавливать всадников и спрашивать, какие есть вести. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам однажды спросил:
— Что случилось с Саълабой?
Люди сказали:
— О Посланник Аллаха, он разводит овец. Медина стала тесной для них, — и поведали известия о нем.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Горе Саълабе! Горе Саълабе!
Потом Всевышний Аллах ниспослал аят: «Бери с их имуществ милостыню (закāт)»[1]. Были ниспосланы предписания — фарды по закāту. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уполномочил двух человек, чтобы собрать закāт с мусульман. Один из них был из племени Джухайна, а второй из племени Салим. Он поручил (сподвижникам) записать для уполномоченных, как они должны собирать закāт с мусульман. Он назвал им имена Саълабы и, говоря «такой-то», еще одного человека из племени Бани Салим, и приказал:
— Пойдите к ним и возьмите их закāт.
Они отправились в путь и пришли к Саълабе, попросили дать закāт и дали ему прочитать письмо, которое было написано по повелению Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Тот же сказал:
— Это не что иное, как джизйа. Это не что иное, как младшая сестра джизйи. Я не знаю, что это такое. Вы ступайте, а когда завершите дело, то приходите ко мне.
Силмий же («силмий» — человек из племени Бани Салим), услышав о прибытии сборщиков закāта, осмотрел зубы верблюдов, выделил лучших из них для закāта и принял их обоих (сборщиков) радостно. После того, как они осмотрели верблюдов, сказали:
— Для тебя не является ваджибом[2] (долженствующим) отдавать этих, мы не возьмем с тебя это.
Он сказал:
— Пожалуйста, берите. Я выделил (их) от чистого сердца. Отведите все это Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Они приняли от него и собрали также закāты других людей. Потом они оба пришли обратно к Саълабе. Тот сказал, покажите-ка ваше письмо, и прочитав его, сказал:
— Это не что иное, как джизйа. Это не что иное, как младшая сестра джизйи. Вы ступайте, а я подумаю.
Они вернулись к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, как только увидел своих представителей, даже ничего не стал спрашивать и сказал:
— Горе Саълабе.
За силмийа же вознес молитву, моля для него об изобилии. Оба сборщика закāта рассказали ему саллаллаху алайхи васаллам о том, что сделал Саълаба и что сделал силмий. Всевышний Аллах ниспослал аяты:
«И среди них — тот, кто давал обещание Аллаху: “Действительно, если Он даст нам от Своего благоволения, то непременно мы будем давать милостыню…”».
Рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находился один из родственников Саълабы. Услышав эти слова, он спешно направился к Саълабе и сказал:
— Горе тебе, о Саълаба! Аллах ниспослал про тебя такие-то и такие-то аяты.
Саълаба поспешно вышел в путь и, явившись к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, попросил, чтобы он принял закāт. Он же саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах запретил мне принимать от тебя твой закāт.
Саълаба стал метаться из стороны в сторону и осыпать свою голову землей. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ему:
— Сам виноват, когда я приказал тебе, ты не повиновался.
После того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не принял закāт, Саълаба вернулся в свое жилище. Пророк Аллаха саллалаху алайхи васаллам ушел из этой жизни, так ничего и не приняв от него. Когда почтенный Абу Бакр радияллаху анху стал халифом, Саълаба явился к нему и сказал:
— Ты знаешь о моей значимости при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Также ты знаешь о моем авторитете среди ансаров, так прими же мой закāт.
Абу Бакр радияллаху анху сказал:
— Твой закāт не принимал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, — и вернул его закāт.
Абу Бакр радияллаху анху тоже ушел из жизни, не приняв от него закāт. Когда почтенный Умар стал халифом, Саълаба явился и к нему и сказал:
— О повелитель правоверных, прими мой закāт.
Почтенный Умар радияллаху анху также сказал:
— Неужели я приму твой закāт, который не приняли Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и Абу Бакр?
Когда же после Умара радияллаху анху халифом стал почтенный Усман радияллаху анху, он явился к нему и сказал:
— Прими мой закāт.
Тот сказал:
— Неужели я приму твой закāт, который не приняли Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Абу Бакр и Умар?
Саълаба скончался в период халифства почтенного Усмана».
При внимательном изучении этого события обнаружится, что, не считая некоторых мунафиков, мусульманская община воспринимала дачу закāта как удобный случай для сближения с Аллахом, что это условие было для них предоставлено Самим Господом, и посему они всегда стремились выполнить это повеление как можно лучшим образом.
Мунафики же воспринимали дачу закāта совсем по-другому. Хотя до обретения собственного богатства они не уставали снова и снова повторять о необходимости своевременной дачи закāта, как только обретали богатство, начинали приравнивать закāт к джизйе, взимавшейся с иноверцев.
[1] Сура «Тауба», аят 103.
[2] Ваджиб (واجب) — произв. от ваджаба (досл. «падать»), в терминологии шариата понимается как «надлежащий», «обязательный для выполнения»; категория деяний, выполнение которых требуется как долженствование на основе твердого, но не категоричного довода шариата. Примером этого могут считаться такие деяния (поклонения), как витр и ийд (праздничные) намазы, милостыня в честь окончания Рамадана. Эти положения установлены хадисами ахāд. По своей степени ваджиб практически равносилен фарду. Однако человек, отрицающий ваджиб, становится не кафиром, а фасиком (нечестивцем).
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.