О Йаъджудже и Маъджудже существует еще один священный аят в суре «Анбийа»: «…Пока не откроется Йаъджудж и Маъджудж и хлынут они с каждого холма»[1].
Кроме того, в хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом рахматуллахи алайхи от Суфяна Саври радияллаху анху, супруга Пророка саллаллаху алайхи васаллам, мать правоверных, почтенная Зайнаб бинт Джахш сказала следующее:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам проснулся с раскрасневшимся лицом и со словами: “Горе арабам от приблизившегося зла! Сегодня вот столько открылось в радме — преграде Йаъджуджа и Маъджуджа”, показал круг, сомкнув большой и указательный пальцы.
Я спросила:
— О Посланник Аллаха, неужели мы погибнем, тогда как среди нас есть праведные люди?
Он сказал:
— Да, если злодеяния умножатся».
Кроме того, сообщения о Йаъджудже и Маъджудже приводятся и в хадисах, переданных имамом Муслимом, имамом Тирмизи, имамом Ибн Маджа, имамом Ахмадом и имамом Абу Давудом.
Улемы науки акоид[2], обобщив благословленные аяты и хадисы о Йаъджудже и Маъджудже, и тщательно изучив их, сделали следующее заключение:
«Йаъджудж и Маъджудж являются чрезвычайно многочисленным народом, и их появление представляет собой один из признаков наступления Судного дня. Они наполнят всю землю порчей и разрухой. О том, когда они появятся, не знает никто, за исключением Всевышнего Аллаха».
Все другие соображения являются неуместными.
Улемы извлекли множество мудрых наставлений и назиданий из истории о Зулкарнайне.
Мы же хотим сказать, что в упомянутых выше историях есть указание на то, как человек в этой мирской жизни может подвергаться испытанию властью и могуществом, а также различными материальными и духовными преимуществами; или подобно тому, как это имело место в истории об обитателях пещеры, он может быть испытан политическим гнетом, невзгодами и гонениями из-за своей веры, или, как владелец двух садов, подвергнуться испытанию имуществом и богатством, украшениями и благами, а может, подобно Мусе алайхиссалам, быть испытан знаниями. И Куръан учит, что в период такого испытания верующий человек должен брать пример с Зулкарнайна. Несмотря на то, что Всевышний Аллах даровал Зулкарнайну царство над землями от запада до востока и прочими местами, он не потерял голову. Даже когда ему была предоставлена свобода вынести любой приговор над живущими там людьми, он принял решение воздать добром тем, кто совершал добро, а совершавших злодеяния наказать. Он не стал наказывать и вознаграждать по собственному желанию. Пояснил правильным образом, что совершает свои деяния по милосердию и благоволению Аллаха. Он стремился защитить жителей своей страны от различных злоключений.
[1] Сура «Анбийа», аят 96.
[2] Акоид — форма мн. числа от акийда.
Тафсир Хилал, 5. Сура Кахф, 98 аят