1441 йил 22 зуль-ка’да | 2020 йил 13 июль, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

О вере в предустановление. Часть 14

16:00 / 22 май 260 Режим чтения + -

46. Убада ибн Сомит радияллаху анху сказал своему сыну:

«О сын мой! Поистине, никогда не познаешь вкус истинного иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя, не могло миновать тебя, и то, что миновало тебя, не могло постичь тебя.

Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Поистине, первое, что сотворил Аллах, это Письменная трость. Тогда Он сказал ей: “Пиши!”. Сказала: “Господь мой, а что мне писать?”. Он сказал: “Пиши предустановление каждой вещи, пока не настанет Час!”.

О сын мой! Поистине, я слышал, как  Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Кто умрет в ином, чем это, тот — не от меня».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

Пояснение: Хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в которых имеются слова: «Каждый удостоен того, для чего он сотворен», мы назвали хадисами о том, как мусульманин должен понимать предустановление Всевышнего Аллаха в своих последующих делах. А этот хадис о том, как мусульманин должен понимать предустановление Всевышнего Аллаха в уже произошедших делах.

Один из великих сподвижников Убада ибн Сомит радияллаху анху преподает урок своему сыну о вере в предустановление Всевышнего Аллаха:

«Поистине, никогда не найдешь вкуса истины иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя не могло миновать тебя, и то, что миновало тебя, не могло постичь тебя».

Обратите внимание: вкус истины иймана заключается в вере в предустановление Всевышнего Аллаха!

Человек, которого настигла беда, думает: «Это не могло обойти меня, несомненно, оно должно было произойти»!

Человек, которого какое-то событие миновало стороной, думает: «Так должно было быть, все равно это событие не постигло бы меня»!

В обоих случаях речь идет о делах свершившихся.

«То, что постигло тебя, не могло миновать тебя».

Если это благо, то не думай, что оно пришло к тебе благодаря твоему мастерству, превосходству над другими или помощи кого-то из людей. Принимай его со словами: «Аллаху было угодно и это постигло меня!» — и благодари Всевышнего Аллаха.

Если это беда или зло, то не думай, что оно постигло тебя только из-за того-то или кого-то, а не будь его, то произошло бы иначе! Ты сможешь надеяться на познание вкуса истины иймана только тогда, когда будешь считать, что свершившееся не могло обойти меня, я верую в предустановление Всевышнего Аллаха».

Мусульманин не должен впустую сожалеть о произошедшем, утруждать этим и себя и других, напрасно тратить свой ум, силы, возможности и время. Он должен воспринимать произошедшее как предустановление Всевышнего Аллаха и думать о будущем, действовать ради будущего.

«Поистине, никогда не найдешь вкуса истины иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя, не могло миновать тебя».

Если тебя обойдет что-то хорошее, не говори с досадой: «Если бы я поступил не так, а вот так, возможно, это благо не миновало бы меня»! И не говори: «Это произошло по вине такого-то, если бы не он, это благо не прошло бы от меня в стороне»! Рассуждая так, ты никогда не постигнешь вкуса истины иймана. Ты постигнешь его только тогда, когда поймешь: «Это благо должно было обойти меня стороной — так и случилось, оно не досталось мне, поскольку и не могло мне достаться»! Только тогда ты искренне уверуешь в предустановление Всевышнего Аллаха!

Если тебя миновало что-то дурное, не радуйся, думая: «Я избежал этой беды благодаря своему мастерству»! Не думай: «Если бы не такой-то, то мое дело было бы худо». В таком случае ты проявишь неверие в предустановление Всевышнего Аллаха. Воспринимай это со словами: «Это зло должно было миновать меня по воле Всевышнего Аллаха, поэтому так и произошло». Вот тогда ты постигнешь вкус истины иймана.

Для убедительности своего наставления Убада ибн Сомит сослался на услышанный им хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Поистине, первое, что сотворил Аллах, это Письменная трость. Тогда Он сказал ей: “Пиши!”. Сказала: “Господь мой, а что мне писать?”. Он сказал: “Пиши предустановление каждой вещи, пока не настанет Час!”».

Следовательно, Аллах еще до сотворения всего сущего велел Письменной трости, созданной раньше всех, написать все, что произойдет в мире до Судного дня. В это должен веровать каждый мусульманин, и тогда он не будет терзать ни себя, ни других сослагательным наклонением: «если бы, да кабы», и не проявит неверия в предустановление Всевышнего Аллаха.

Для каждого мусульманина чрезвычайно важно сохранить свой ийман до последнего вздоха, чтобы, пройдя испытание этой жизни, предстать перед Господом Миров с верой в Его всемогущество и предустановленность Им всего сущего. Именно поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

«Кто умрет в ином, чем это, тот — не от меня».

Эти слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам означают: «Тот следует не по моему пути, тот не из моей уммы». Да не даст нам Всевышний Аллах оказаться в таком положении!

Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:

1. Отец должен обучать своих детей вопросам вероучения.

2. Истина иймана имеет свое особое ощущение для верующего, выраженное словом «вкус».

3. Правоверный понимает, что благое или злое, случившееся с ним, равно как и миновавшее его, не могло не случиться именно так в силу предустановленности Всевышним Аллахом и его собственных деяний в прошлом.

4. Важные постулаты необходимо подтверждать сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

5. Вера в существование калама и в то, что Всевышний Аллах сотворил его раньше всего остального, является обязательной.

6. История всего бытия и всех существ записана до их сотворения.

7. Человек, ушедший из этого мира с иным учением о предустановлении Всевышнего Аллаха, чем у Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, не является его последователем.

Не будет преувеличением сказать, что сокровенный смысл этого хадиса составляет основу учения о предустановлении Всевышнего Аллаха. Это учение, в основном, применяется к уже произошедшим делам и событиям. Кто-то попал в беду, кто-то столкнулся с трудностями, потерпел материальные и моральные убытки, кто-то не смог достичь того, чего хотел.

Появляются огорчение и досада, человек впадает в уныние. Его мучает вопрос: «Почему это произошло?».

Человек начинает искать причину взвалившейся на него беды и пытается отомстить тем, кто, по его мнению, в этом виноват. Помимо того, что он сам переживает морально-психологическую травму, он еще начинает вредить другим, что сказывается и на социальных отношениях. Одним словом, из-за того, что уже произошло, из-за того, что уже нельзя предотвратить, начинается нанесение еще большего вреда.

Верующий в предустановление Всевышнего Аллаха человек рассуждает в такой ситуации иначе: «То, что случилось со мной, не могло миновать меня, произошло именно то, что должно было произойти. Не стоит излишне терзаться из-за того, что было предустановлено, теперь мне следует скорее делать то, что мне предписано». В этом случае, человек удерживает себя от напрасных морально-психологических переживаний, нанесения вреда себе и другим. Вместо этого он начинает прилагать свои усилия и возможности во имя своего будущего.

В этом — сила Ислама. Один из французских ученых в своих воспоминаниях о событии, побудившем его принять Ислам, рассказывает следующее: «Вместе с группой ученых мы находились в одном из отдаленных селений Алжира. Внезапно поднялся сильный ветер, так что не было возможности даже поднять голову и открыть глаза. Население, прилагая все свои усилия и возможности, пыталось спасти себя и свое имущество. 

Ветер усиливался все больше и уносил все, что попадалось на его пути. Так продолжалось несколько дней. Были повреждены абсолютно все жилища. Не было даже признаков того, что выжили какие-то животные. О деревьях и других насаждениях можно и не говорить. Практически не осталось никаких признаков жизни. Мы подумали: «Наверное, теперь население переселится в другое место».

Ветер утих. Однако ничего из того, что мы ожидали, не произошло. Никто не впал в панику. Никто не жаловался на последствия случившейся беды. 

Все вышли из своих укрытий и, словно ничего не произошло, стали восстанавливать разрушенное. Никто не горевал об этом, а старался продолжать жить, используя то, что уцелело. Спокойствие, которое проявили эти простые люди пустыни, произвело на меня неизгладимое впечатление.

Расспросив их, я узнал, что они верят в предустановление Всевышнего Аллаха и следуют этому учению».

В сегодняшнем мире во многих его регионах бесчисленное множество проблем имеют место именно из-за отсутствия веры в предустановление Всевышнего Аллаха. В их числе: различные психические заболевания, депрессия, уныние и безнадежная тоска, самоубийства и многие другие проблемы. Единственной причиной всего этого является неверие в предустановленность бытия Творцом и Господом Миров субханаху ва таъала. Нам, мусульманам, следует всегда помнить об этом учении и всегда прилагать его к жизни.

Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
.  Вопрос Шейх хазрат, можно ли зашивать оторвавшуюся пуговицу одежды, не снимая ее, то есть когда она на теле В народе бытует мнение, что так делать не к читать полностью

3272 10:55 / 05.01.2017
.Месяц Рамадан является месяцем великих побед и свершений. Например, многие великие ученые Ислама начинали и заканчивали свои труды в этом месяце. Мусульмане во читать полностью

3265 08:07 / 28.12.2016
..Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказзал.Пусть Аллах проклянет тех, кто пытается изменить облик, данный Аллахом носящих парики добавляющих волосы, читать полностью

695 17:30 / 12.02.2019
.19   . 63. 64. . . 64. . . . 66. 67.   II. 19. ЙАЪКУБ И ЕГО ДЕТИ   Вернувшись к отцу, они сказали Отец наш Нам не читать полностью

16324 05:27 / 08.10.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью