46. Убада ибн Сомит радияллаху анху сказал своему сыну:
«О сын мой! Поистине, никогда не познаешь вкус истинного иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя, не могло миновать тебя, и то, что миновало тебя, не могло постичь тебя.
Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, первое, что сотворил Аллах, это Письменная трость. Тогда Он сказал ей: “Пиши!”. Сказала: “Господь мой, а что мне писать?”. Он сказал: “Пиши предустановление каждой вещи, пока не настанет Час!”.
О сын мой! Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто умрет в ином, чем это, тот — не от меня».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в которых имеются слова: «Каждый удостоен того, для чего он сотворен», мы назвали хадисами о том, как мусульманин должен понимать предустановление Всевышнего Аллаха в своих последующих делах. А этот хадис о том, как мусульманин должен понимать предустановление Всевышнего Аллаха в уже произошедших делах.
Один из великих сподвижников Убада ибн Сомит радияллаху анху преподает урок своему сыну о вере в предустановление Всевышнего Аллаха:
«Поистине, никогда не найдешь вкуса истины иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя не могло миновать тебя, и то, что миновало тебя, не могло постичь тебя».
Обратите внимание: вкус истины иймана заключается в вере в предустановление Всевышнего Аллаха!
Человек, которого настигла беда, думает: «Это не могло обойти меня, несомненно, оно должно было произойти»!
Человек, которого какое-то событие миновало стороной, думает: «Так должно было быть, все равно это событие не постигло бы меня»!
В обоих случаях речь идет о делах свершившихся.
«То, что постигло тебя, не могло миновать тебя».
Если это благо, то не думай, что оно пришло к тебе благодаря твоему мастерству, превосходству над другими или помощи кого-то из людей. Принимай его со словами: «Аллаху было угодно и это постигло меня!» — и благодари Всевышнего Аллаха.
Если это беда или зло, то не думай, что оно постигло тебя только из-за того-то или кого-то, а не будь его, то произошло бы иначе! Ты сможешь надеяться на познание вкуса истины иймана только тогда, когда будешь считать, что свершившееся не могло обойти меня, я верую в предустановление Всевышнего Аллаха».
Мусульманин не должен впустую сожалеть о произошедшем, утруждать этим и себя и других, напрасно тратить свой ум, силы, возможности и время. Он должен воспринимать произошедшее как предустановление Всевышнего Аллаха и думать о будущем, действовать ради будущего.
«Поистине, никогда не найдешь вкуса истины иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя, не могло миновать тебя».
Если тебя обойдет что-то хорошее, не говори с досадой: «Если бы я поступил не так, а вот так, возможно, это благо не миновало бы меня»! И не говори: «Это произошло по вине такого-то, если бы не он, это благо не прошло бы от меня в стороне»! Рассуждая так, ты никогда не постигнешь вкуса истины иймана. Ты постигнешь его только тогда, когда поймешь: «Это благо должно было обойти меня стороной — так и случилось, оно не досталось мне, поскольку и не могло мне достаться»! Только тогда ты искренне уверуешь в предустановление Всевышнего Аллаха!
Если тебя миновало что-то дурное, не радуйся, думая: «Я избежал этой беды благодаря своему мастерству»! Не думай: «Если бы не такой-то, то мое дело было бы худо». В таком случае ты проявишь неверие в предустановление Всевышнего Аллаха. Воспринимай это со словами: «Это зло должно было миновать меня по воле Всевышнего Аллаха, поэтому так и произошло». Вот тогда ты постигнешь вкус истины иймана.
Для убедительности своего наставления Убада ибн Сомит сослался на услышанный им хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, первое, что сотворил Аллах, это Письменная трость. Тогда Он сказал ей: “Пиши!”. Сказала: “Господь мой, а что мне писать?”. Он сказал: “Пиши предустановление каждой вещи, пока не настанет Час!”».
Следовательно, Аллах еще до сотворения всего сущего велел Письменной трости, созданной раньше всех, написать все, что произойдет в мире до Судного дня. В это должен веровать каждый мусульманин, и тогда он не будет терзать ни себя, ни других сослагательным наклонением: «если бы, да кабы», и не проявит неверия в предустановление Всевышнего Аллаха.
Для каждого мусульманина чрезвычайно важно сохранить свой ийман до последнего вздоха, чтобы, пройдя испытание этой жизни, предстать перед Господом Миров с верой в Его всемогущество и предустановленность Им всего сущего. Именно поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто умрет в ином, чем это, тот — не от меня».
Эти слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам означают: «Тот следует не по моему пути, тот не из моей уммы». Да не даст нам Всевышний Аллах оказаться в таком положении!
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Отец должен обучать своих детей вопросам вероучения.
2. Истина иймана имеет свое особое ощущение для верующего, выраженное словом «вкус».
3. Правоверный понимает, что благое или злое, случившееся с ним, равно как и миновавшее его, не могло не случиться именно так в силу предустановленности Всевышним Аллахом и его собственных деяний в прошлом.
4. Важные постулаты необходимо подтверждать сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
5. Вера в существование калама и в то, что Всевышний Аллах сотворил его раньше всего остального, является обязательной.
6. История всего бытия и всех существ записана до их сотворения.
7. Человек, ушедший из этого мира с иным учением о предустановлении Всевышнего Аллаха, чем у Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, не является его последователем.
Не будет преувеличением сказать, что сокровенный смысл этого хадиса составляет основу учения о предустановлении Всевышнего Аллаха. Это учение, в основном, применяется к уже произошедшим делам и событиям. Кто-то попал в беду, кто-то столкнулся с трудностями, потерпел материальные и моральные убытки, кто-то не смог достичь того, чего хотел.
Появляются огорчение и досада, человек впадает в уныние. Его мучает вопрос: «Почему это произошло?».
Человек начинает искать причину взвалившейся на него беды и пытается отомстить тем, кто, по его мнению, в этом виноват. Помимо того, что он сам переживает морально-психологическую травму, он еще начинает вредить другим, что сказывается и на социальных отношениях. Одним словом, из-за того, что уже произошло, из-за того, что уже нельзя предотвратить, начинается нанесение еще большего вреда.
Верующий в предустановление Всевышнего Аллаха человек рассуждает в такой ситуации иначе: «То, что случилось со мной, не могло миновать меня, произошло именно то, что должно было произойти. Не стоит излишне терзаться из-за того, что было предустановлено, теперь мне следует скорее делать то, что мне предписано». В этом случае, человек удерживает себя от напрасных морально-психологических переживаний, нанесения вреда себе и другим. Вместо этого он начинает прилагать свои усилия и возможности во имя своего будущего.
В этом — сила Ислама. Один из французских ученых в своих воспоминаниях о событии, побудившем его принять Ислам, рассказывает следующее: «Вместе с группой ученых мы находились в одном из отдаленных селений Алжира. Внезапно поднялся сильный ветер, так что не было возможности даже поднять голову и открыть глаза. Население, прилагая все свои усилия и возможности, пыталось спасти себя и свое имущество.
Ветер усиливался все больше и уносил все, что попадалось на его пути. Так продолжалось несколько дней. Были повреждены абсолютно все жилища. Не было даже признаков того, что выжили какие-то животные. О деревьях и других насаждениях можно и не говорить. Практически не осталось никаких признаков жизни. Мы подумали: «Наверное, теперь население переселится в другое место».
Ветер утих. Однако ничего из того, что мы ожидали, не произошло. Никто не впал в панику. Никто не жаловался на последствия случившейся беды.
Все вышли из своих укрытий и, словно ничего не произошло, стали восстанавливать разрушенное. Никто не горевал об этом, а старался продолжать жить, используя то, что уцелело. Спокойствие, которое проявили эти простые люди пустыни, произвело на меня неизгладимое впечатление.
Расспросив их, я узнал, что они верят в предустановление Всевышнего Аллаха и следуют этому учению».
В сегодняшнем мире во многих его регионах бесчисленное множество проблем имеют место именно из-за отсутствия веры в предустановление Всевышнего Аллаха. В их числе: различные психические заболевания, депрессия, уныние и безнадежная тоска, самоубийства и многие другие проблемы. Единственной причиной всего этого является неверие в предустановленность бытия Творцом и Господом Миров субханаху ва таъала. Нам, мусульманам, следует всегда помнить об этом учении и всегда прилагать его к жизни.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.