1446 год 7 Рабиус сани | 2024 год 10 октябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

О вере в предустановление. Часть 14

16:00 / 22.05.2020 3284 Режим чтения + -

46. Убада ибн Сомит радияллаху анху сказал своему сыну:

«О сын мой! Поистине, никогда не познаешь вкус истинного иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя, не могло миновать тебя, и то, что миновало тебя, не могло постичь тебя.

Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Поистине, первое, что сотворил Аллах, это Письменная трость. Тогда Он сказал ей: “Пиши!”. Сказала: “Господь мой, а что мне писать?”. Он сказал: “Пиши предустановление каждой вещи, пока не настанет Час!”.

О сын мой! Поистине, я слышал, как  Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Кто умрет в ином, чем это, тот — не от меня».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

Пояснение: Хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в которых имеются слова: «Каждый удостоен того, для чего он сотворен», мы назвали хадисами о том, как мусульманин должен понимать предустановление Всевышнего Аллаха в своих последующих делах. А этот хадис о том, как мусульманин должен понимать предустановление Всевышнего Аллаха в уже произошедших делах.

Один из великих сподвижников Убада ибн Сомит радияллаху анху преподает урок своему сыну о вере в предустановление Всевышнего Аллаха:

«Поистине, никогда не найдешь вкуса истины иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя не могло миновать тебя, и то, что миновало тебя, не могло постичь тебя».

Обратите внимание: вкус истины иймана заключается в вере в предустановление Всевышнего Аллаха!

Человек, которого настигла беда, думает: «Это не могло обойти меня, несомненно, оно должно было произойти»!

Человек, которого какое-то событие миновало стороной, думает: «Так должно было быть, все равно это событие не постигло бы меня»!

В обоих случаях речь идет о делах свершившихся.

«То, что постигло тебя, не могло миновать тебя».

Если это благо, то не думай, что оно пришло к тебе благодаря твоему мастерству, превосходству над другими или помощи кого-то из людей. Принимай его со словами: «Аллаху было угодно и это постигло меня!» — и благодари Всевышнего Аллаха.

Если это беда или зло, то не думай, что оно постигло тебя только из-за того-то или кого-то, а не будь его, то произошло бы иначе! Ты сможешь надеяться на познание вкуса истины иймана только тогда, когда будешь считать, что свершившееся не могло обойти меня, я верую в предустановление Всевышнего Аллаха».

Мусульманин не должен впустую сожалеть о произошедшем, утруждать этим и себя и других, напрасно тратить свой ум, силы, возможности и время. Он должен воспринимать произошедшее как предустановление Всевышнего Аллаха и думать о будущем, действовать ради будущего.

«Поистине, никогда не найдешь вкуса истины иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя, не могло миновать тебя».

Если тебя обойдет что-то хорошее, не говори с досадой: «Если бы я поступил не так, а вот так, возможно, это благо не миновало бы меня»! И не говори: «Это произошло по вине такого-то, если бы не он, это благо не прошло бы от меня в стороне»! Рассуждая так, ты никогда не постигнешь вкуса истины иймана. Ты постигнешь его только тогда, когда поймешь: «Это благо должно было обойти меня стороной — так и случилось, оно не досталось мне, поскольку и не могло мне достаться»! Только тогда ты искренне уверуешь в предустановление Всевышнего Аллаха!

Если тебя миновало что-то дурное, не радуйся, думая: «Я избежал этой беды благодаря своему мастерству»! Не думай: «Если бы не такой-то, то мое дело было бы худо». В таком случае ты проявишь неверие в предустановление Всевышнего Аллаха. Воспринимай это со словами: «Это зло должно было миновать меня по воле Всевышнего Аллаха, поэтому так и произошло». Вот тогда ты постигнешь вкус истины иймана.

Для убедительности своего наставления Убада ибн Сомит сослался на услышанный им хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Поистине, первое, что сотворил Аллах, это Письменная трость. Тогда Он сказал ей: “Пиши!”. Сказала: “Господь мой, а что мне писать?”. Он сказал: “Пиши предустановление каждой вещи, пока не настанет Час!”».

Следовательно, Аллах еще до сотворения всего сущего велел Письменной трости, созданной раньше всех, написать все, что произойдет в мире до Судного дня. В это должен веровать каждый мусульманин, и тогда он не будет терзать ни себя, ни других сослагательным наклонением: «если бы, да кабы», и не проявит неверия в предустановление Всевышнего Аллаха.

Для каждого мусульманина чрезвычайно важно сохранить свой ийман до последнего вздоха, чтобы, пройдя испытание этой жизни, предстать перед Господом Миров с верой в Его всемогущество и предустановленность Им всего сущего. Именно поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

«Кто умрет в ином, чем это, тот — не от меня».

Эти слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам означают: «Тот следует не по моему пути, тот не из моей уммы». Да не даст нам Всевышний Аллах оказаться в таком положении!

Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:

1. Отец должен обучать своих детей вопросам вероучения.

2. Истина иймана имеет свое особое ощущение для верующего, выраженное словом «вкус».

3. Правоверный понимает, что благое или злое, случившееся с ним, равно как и миновавшее его, не могло не случиться именно так в силу предустановленности Всевышним Аллахом и его собственных деяний в прошлом.

4. Важные постулаты необходимо подтверждать сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

5. Вера в существование калама и в то, что Всевышний Аллах сотворил его раньше всего остального, является обязательной.

6. История всего бытия и всех существ записана до их сотворения.

7. Человек, ушедший из этого мира с иным учением о предустановлении Всевышнего Аллаха, чем у Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, не является его последователем.

Не будет преувеличением сказать, что сокровенный смысл этого хадиса составляет основу учения о предустановлении Всевышнего Аллаха. Это учение, в основном, применяется к уже произошедшим делам и событиям. Кто-то попал в беду, кто-то столкнулся с трудностями, потерпел материальные и моральные убытки, кто-то не смог достичь того, чего хотел.

Появляются огорчение и досада, человек впадает в уныние. Его мучает вопрос: «Почему это произошло?».

Человек начинает искать причину взвалившейся на него беды и пытается отомстить тем, кто, по его мнению, в этом виноват. Помимо того, что он сам переживает морально-психологическую травму, он еще начинает вредить другим, что сказывается и на социальных отношениях. Одним словом, из-за того, что уже произошло, из-за того, что уже нельзя предотвратить, начинается нанесение еще большего вреда.

Верующий в предустановление Всевышнего Аллаха человек рассуждает в такой ситуации иначе: «То, что случилось со мной, не могло миновать меня, произошло именно то, что должно было произойти. Не стоит излишне терзаться из-за того, что было предустановлено, теперь мне следует скорее делать то, что мне предписано». В этом случае, человек удерживает себя от напрасных морально-психологических переживаний, нанесения вреда себе и другим. Вместо этого он начинает прилагать свои усилия и возможности во имя своего будущего.

В этом — сила Ислама. Один из французских ученых в своих воспоминаниях о событии, побудившем его принять Ислам, рассказывает следующее: «Вместе с группой ученых мы находились в одном из отдаленных селений Алжира. Внезапно поднялся сильный ветер, так что не было возможности даже поднять голову и открыть глаза. Население, прилагая все свои усилия и возможности, пыталось спасти себя и свое имущество. 

Ветер усиливался все больше и уносил все, что попадалось на его пути. Так продолжалось несколько дней. Были повреждены абсолютно все жилища. Не было даже признаков того, что выжили какие-то животные. О деревьях и других насаждениях можно и не говорить. Практически не осталось никаких признаков жизни. Мы подумали: «Наверное, теперь население переселится в другое место».

Ветер утих. Однако ничего из того, что мы ожидали, не произошло. Никто не впал в панику. Никто не жаловался на последствия случившейся беды. 

Все вышли из своих укрытий и, словно ничего не произошло, стали восстанавливать разрушенное. Никто не горевал об этом, а старался продолжать жить, используя то, что уцелело. Спокойствие, которое проявили эти простые люди пустыни, произвело на меня неизгладимое впечатление.

Расспросив их, я узнал, что они верят в предустановление Всевышнего Аллаха и следуют этому учению».

В сегодняшнем мире во многих его регионах бесчисленное множество проблем имеют место именно из-за отсутствия веры в предустановление Всевышнего Аллаха. В их числе: различные психические заболевания, депрессия, уныние и безнадежная тоска, самоубийства и многие другие проблемы. Единственной причиной всего этого является неверие в предустановленность бытия Творцом и Господом Миров субханаху ва таъала. Нам, мусульманам, следует всегда помнить об этом учении и всегда прилагать его к жизни.

Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Калит сўзлар: o-vere-xadisi
Статьи по теме
46. Убада ибн Сомит радияллаху анху сказал своему сыну.О сын мой Поистине, никогда не познаешь вкус истинного иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло читать полностью

3284 16:00 / 22.05.2020
Куръан призывает к изучению не только явлений и существ, которые человек наблюдает и видит своими физическими глазами, но и истории древних народов, их уровня читать полностью

1271 16:00 / 23.01.2020
Хафизулкабир1 Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Фазл ибн Бахрам ибн Абдуссамад Тамими Самарканди адДарими родился в 182 г.х. в Самарканде. Его дед, будучи читать полностью

2925 16:00 / 30.03.2020
Для устранения недоразумений вокруг вопросов, относящихся к сунне, очень важно правильно понимать используемые в хадисоведении термины и уметь определять их читать полностью

1529 16:00 / 28.02.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью