45. Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Три вещи являются основой иймана: не причинение вреда человеку, который сказал: “Лаа илааха иллаллаху”; не объявляем его кафиром из-за греха; не изгоняем его из Ислама за совершенный им проступок... И вера в предустановление».
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Этот хадис приводится автором в данной главе, поскольку в нем упоминается о том, что вера в предустановление Всевышнего Аллаха является одной из трех основ иймана.
Не будет преувеличением, если скажем, что этот благородный хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам является своеобразным чудом. В этом хадисе он алайхиссалам в отдельности называет три основы иймана, подчеркивая, что они являются тремя самыми важными положениями.
Почему же говорится именно об этих трех вещах, а не о каких-либо других? Вероятно потому, что Всевышний Аллах осведомил Пророка саллаллаху алайхи васаллам о том, что именно из-за этих вопросов в будущем в понимании основы иймана в умме может появиться трещина. В действительности так все и произошло! Давайте рассмотрим хадис последовательно по пунктам.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Три вещи являются основой иймана».
Это самые важные вопросы, поскольку они являются основой иймана, а для мусульманина нет ничего более важного, чем ийман.
«Не причинение вреда человеку, который сказал: “Лаа илааха иллаллаху”».
Не допускается посягательство на человека, на его здоровье и имущество, который заявил, что он мусульманин, произнес калиматуш шахаду, нанесение вреда недопустимо. Те, кто внешне выглядит мусульманином и соблюдает требования Ислама, считаются мусульманами и к ним нужно относиться как к братьям.
Мы не знаем, что в душе у человека, его внутренние секреты, а тем более и расчет — дело только Всевышнего Аллаха!
«Не объявляем его кафиром из-за греха».
Если произнесший шахаду ведет себя, как мусульманин, мы не объявляем кафиром в случае совершения им греха. Такой человек — не кафир, не неверный, он просто грешный мусульманин.
«Не исключаем его из Ислама за деяния».
Человека, произнесшего слова свидетельства о тавхиде и внешне ведущего себя как мусульманин, мы не изгоняем из исламской общины за какой-либо его проступок. К таким людям применяются наказания по шариату, соответствующие их деяниям. Если у человека не искажена вера, он не считается вышедшим из Ислама. Это главное правило!
Дальнейшая история Ислама показала, почему Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отнес этот вопрос к основам иймана. Увы, появились те, кто стал делать противоположное тому, что говорил Пророк саллаллаху алайхи васаллам в этом хадисе. Более того, они стали оправдывать свои деяния ссылками на другие хадисы. Отдельные сектантские группировки принялись объявлять правоверных «вышедшими из Ислама» за совершение любого греха. Первыми на это осмелились хавариджиты. Они заявили: «Если правоверный совершит грех, он становится кафиром», «Мусульманин, совершивший грех, вышел из Ислама».
В дальнейшем хавариджиты больше ничем и не занимались, кроме как объявляли других мусульман неверными. Своими делами они привели к пролитию крови бесчисленного количества мусульман. В вопросы вероучения они посеяли ненужные противоречия и споры.
Позже появился прямо противоположный хавариджитам мазхаб Мурджиъа, согласно которому «достаточно произнести шахаду, больше ничего делать не нужно». Только благодаря мужеству и величайшему труду улемов мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа были ликвидированы трещины, образовавшиеся в сознании уммы от действий этих двух течений.
Тем не менее, в каждом веке появляются свои «хавариджиты». И в наше время немало тех, кто объявляет кафирами людей, произносящих шахаду, обращающихся в намазе лицом к Каъбе.
Современные «хавариджиты» берут пример со своих единомышленников прошлого и действуют, опираясь на них. Они также считают своей главной задачей объявить кафирами как можно больше мусульман. Исламские ученые подчеркивают, что никто нанес больший вред Исламу, чем хавариджиты. Тем более важно нам сегодня помнить пророческое указание Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Не трогать того, кто произнес “Лаа илааха иллаллаху”, одну из трех основ иймана.
«И вера в предустановление».
Это мы подробно рассмотрели выше.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Нельзя причинять вред человеку, произнесшему шахаду.
2. Нельзя объявлять мусульманина кафиром за совершение им греховного поступка, если его вера правильная.
3. Нельзя изгонять мусульманина из исламской уммы за совершение им проступков, если его вера правильная.
4. Необходимо верить в предустановление Всевышнего Аллаха.
5. Три названные в хадисе вещи являются основой иймана.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.