44. Передается от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:
«(Люди) спросили:
— О Посланник Аллаха, известны ли обитатели рая и обитатели ада?
Он алайхиссалам сказал:
— Да.
Спросили:
— Тогда зачем совершают деяния совершающие их?
Он алайхиссалам сказал:
— Каждый удостоен того, для чего он сотворен».
Передали четверо.
Пояснение: Этот хадис передал Имран ибн Хусойн радияллаху анху. Сначала познакомимся с ним.
Его полное имя — Имран ибн Хусойн ибн Абд ибн Халаф Хузаи ал-Басри (его кунйа — Абу Наджд). Он принял Ислам в 7 году хиджры, в год битвы при Хайбаре. Он участвовал вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в ряде сражений. Во время правления Умара ибн Хаттаба был направлен в Басру для обучения населения религиозным знаниям.
В день фатха Мекки вместе со сподвижником по имени Хузаъа он был знаменосцем. Он не участвовал в сражении «Сиффин» между Али и Муавийей радияллаху анхума, поскольку был из тех сподвижников, которые не присоединились к этому неприятному событию.
Хасан Басри сказал: «Я не встречал в Басре другого сподвижника, обладающего такими достоинствами». Он был одним из самых богобоязненных, воздержанных и правдивых сподвижников.
Имран ибн Хусойн передал 180 хадисов Посланника Аллаха саллалаху алайхи васаллам. От него хадисы передали Абу Раджа Аттори, Матраф ибн Абдуллах, Зирар ибн Абдуллах, Абдуллах ибн Бурайда, Ибн Сирин, Абул Асвад Дуали и другие табиъины. Он умер в 52 году хиджры в городе Басра.
В этом хадисе сподвижники задают Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вопросы, возникающие у человека, впервые услышавшего о предустановлении. Сподвижниками был задан вопрос:
«О Посланник Аллаха, известны ли обитатели рая и обитатели ада?».
Иначе говоря, известно ли заранее о том, кто попадет в рай, а кто в ад? Выражение «были ли известны (Аллаху)» свидетельствуют, что речь идет о предопределении, то есть о предведении Аллаха. В этом хадисе не используются выражения: «было ли отмечено?», «было ли определено?», «было ли решено?», а используется выражение: «были ли известны?». На этот вопрос Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Да». Обитатели рая и обитатели ада были известны изначально.
«Спросили: “Тогда зачем совершают деяния совершающие?”».
Если изначально известно, кто станет обитателем рая, а кто обитателем ада, то зачем тогда утруждать себя исполнением чего-либо? На вопрос такого содержания Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:
«Каждый удостоен того, для чего он сотворен».
Эти слова улемы поясняют следующим образом: каждый человек удостаивается того, что предустановлено человеку, совершившему именно данные деяния! Счастливый человек удостаивается деяний счастливых людей, а несчастный — несчастных. Поэтому каждому человеку следует исполнять повеление Аллаха, и тогда он удостоится оказаться среди тех, кому предустановлен рай.
Да, Всевышний Аллах повелевает всем людям что-то совершать. И шариат, и священный Куръан, и сунна состоят из указаний Всевышнего Аллаха Его рабам. От человека требуется исполнение этих указаний. Исполняющему их обещано счастье.
Наряду с этим Всевышний Аллах велел людям верить в предустановленность Им бытия. Человеку, уверовавшему в предустановление Всевышнего Аллаха, обещано счастье, а не верующему в него — несчастье.
Одновременно людям не дано указания затевать долгие споры и слишком глубоко погружаться в бесплодные рассуждения о предустановлении, ибо свыше не дано никаких указаний, что люди в этой жизни могут овладеть этим сокровенным знанием Всевышнего Аллаха или что могут не выполнять известных требований Всевышнего Аллаха, ссылаясь на судьбу.
В данном хадисе говорится о том, как мусульманину следует рассуждать о предустановлении в будущих делах. Мусульманин должен во всяком деле помнить, как девиз, выражение Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Каждый удостоен того, для чего он сотворен». Он должен стремиться доказать, что он удостоится предустановления для тех, кто творит добрые дела, а Аллаху известно все.
Если человек совершил благие дела, то должен радоваться этому и благодарить Всевышнего Аллаха. Если же у человека случаются ошибки и недостатки, то следует незамедлительно раскаиваться в них и стремиться доказать, что ему не предустановлены последствия греховных дел.
В этом и заключается смысл изречения Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Именно так понимали его и действовали почтенные сподвижники и праведные мусульмане прошлого. Они всегда верили, что им предустановлено совершать великие, праведные и благие дела, и жили в соответствии с этой верой. Они были мусульманами и считали это признаком великого счастья.
Всю свою жизнь они стремились творить только добро. Столкнувшись с выбором между богобоязненностью и неверием, они выбирали богобоязненность в надежде быть удостоенными благих деяний. Столкнувшись с выбором между щедростью и жадностью, они стремились быть щедрыми. Между трудолюбием и ленью они выбирали трудолюбие. Всю свою жизнь они жили, думая и стремясь к тому, как бы сделать больше добра. Именно поэтому они абсолютно не боялись усталости, трудностей, лишений и смерти. Именно поэтому они легко преодолевали все препятствия. Именно поэтому им всегда сопутствовала удача.
Когда же такая вера в предустановленность добра ослабла, начался обратный процесс. Вместо активного благодеяния люди стали искать оправдания своим грехам и лени, для чего стали ложно толковать понятие предустановления, видя в нем слепую судьбу, фатум, рок, якобы избавляющие от ответственности за совершенный личный грех, увлеклись бесполезными размышлениями о том, «будет ли польза от того или иного деяния». От этого крайне ухудшилось положение уммы. Увеличилось число бесполезных конфликтов. Исламские добродетели стали вытесняться внутренней раздвоенностью, страхом, ленью и другими пороками.
В результате вместо праведных мусульман появились те, о которых сказано в священном Куръане: «И остались после них замещающие потомки, которые утратили намаз и последовали за вожделениями»[1].
Если мусульмане хотят восстановить свое прежнее положение, они не должны забывать и том, что одной из важнейших задач является возвращение к прежнему правильному пониманию вопроса о предустановлении Всевышнего Аллаха.
[1] Сура «Марйам», аят 59.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.