43. Передается от Амра ибн Āсса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Записал Аллах предустановления творений за пятьдесят тысяч лет до того, как сотворил небеса и Землю».
Оба хадиса передали Муслим и Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передается от Амра ибн Āсса радияллаху анху.
Его полное имя Амр ибн Āсс ибн Ваил Курайши. Его матерью была Набига бинти Хармала. Мушрики племени Курайш отправили Амра ибн Āсса своим представителем к Наджаши (Негусу), королю Абиссинии (Эфиопии), чтобы вернуть переселившихся туда мусульман. Наджаши, отказав требованию мушриков, признал Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам истинным пророком, а также призвал Амра ибн Āсса стать мусульманином. Это оказало на Амра очень сильное воздействие.
В год фатха (открытия) Хайбара Амр ибн Āсс, Халид ибн Валид и Усман ибн Талха прибыли в Медину и приняли Ислам. Обрадовавшийся принятию ими Ислама Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам встретил их словами: «Воистину, Мекка направила к вам самых лучших своих людей!».
До принятия Ислама Амр ибн Āсс был одним из трех заклятых врагов Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Но Всевышний Аллах даровал ему раскаяние и помиловал его прощением, наставив на путь Ислама. Амр ибн Āсс превратился в защитника и преданного последователя Ислама.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал об Амре ибн Āссе так: «Мекканцы сдались перед нашей мощью, а Амр по велению сердца пришел и стал мусульманином».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил Амра правителем Урдуна (Иордании). Амр остался там вплоть до смерти Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. После этого почтенный Абу Бакр Сиддик радияллаху анху направил Амра в Шам.
Хазрат Умар направил его во главе войска сначала в Палестину, а затем в Египет. После фатха Египта, Амр остался там правителем-наместником. Фатх Египта был одним из известных заслуг Амра ибн Āсса.
Амр ибн Āсс радияллаху анху умер в 43 году хиджры в день праздника «Ийд ал-Фитр». Мусульмане, пришедшие на праздничный намаз, совершили также по нему джаназу-намаз.
В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повествует о том, что Всевышний Аллах знает о судьбе сотворенных им существ изначально, еще до того, как Он сотворил их.
Написание, о котором говорится в хадисе, подразумевает запись в Лавхул Махфуз. Только Аллаху известно, что означает «пятьдесят тысяч лет до сотворения Земли», ибо понятие года в нашем представлении появилось только после сотворения Земли путем замера ее обращения вокруг Солнца. Упоминаемые же в хадисе пятьдесят тысяч лет, как ясно сказано в нем, имели место еще до сотворения небес и Земли.
Знание Аллаха безгранично и если бы Он знал что-то до определенного времени и не знал того, что дальше, это было бы принижением Его совершенных качеств, а по сути — их отрицанием, то есть куфром.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
Аллах предустановил судьбу Своих созданий еще за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли. Мы веруем в это и подтверждаем это!
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.