42. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пришли многобожники Курайша, препираясь с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о предустановлении (кадар). Тогда снизошел аят: “В тот День будут поволочены в огонь лицом ниц: «Вкусите прикосновение сакара (геенны)! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]»”».
Пояснение: Некоторые арабы-многобожники, хотя и веровали в существование Аллаха, не верили в некоторые Его качества, в том числе, и в предустановление. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам начал призывать к Исламу и возвещать о религии истины, они всячески препятствовали ему. В частности, они опровергали изложенное им учение о предустановлении. Их лидеры пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и стали спорить по этому поводу, заявляя: «Предустановления не существует, Аллах субханаху ва таъала не может знать всего изначально. Он узнаёт о всех делах только после их свершения». Вот тогда Аллах субханаху ва таъала в ответ на эти их утверждения ниспослал аят суры «Камар»: «В тот День будут поволочены в огонь лицом ниц: “Вкусите прикосновение сакара (геенны)! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]”». Это стало доказательством их заблуждения и правоты сказанного Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам.
В действительности, эти слова составляют не один аят суры «Камар», а два аята. В этих двух аятах говорится:
«В тот День будут поволочены в огонь лицом ниц: “Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]. Поистине, каждую вещь Мы сотворили с мерой”» (аяты 48-49).
Как было сказано выше, упоминаемое в этом аяте арабское слово «кадар» имеет два значения, одно из которых означает «мера», а второе — «предустановление». Оба значения взаимодополняют друг друга.
Предустановление означает, что все вещи и события имеют свои, данные Всевышним Аллахом назначение, сроки, смысл и формы бытия.
Сам факт, что этот аят, будучи очень кратким, заключает в себе столь глубокий смысл, является чудом.
Этот хадис приводится здесь для того, чтобы сообщить, что те, кто не уверуют в предустановление, в Судный день будут приволочены в ад лицом о землю, при этом им будет сказано: «Вкусите прикосновение сакара (геенны)! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]».
В наше время состояние многобожников не отличается от прежних эпох. Они верят в астрологические прогнозы, гадания и расчеты таких же, как они, беспомощных людей. Они не хотят верить в предустановление Того, Кто создал всех их. Не удивительно, что они по своей воле окажутся в том положении, на которое распространяется действие приведенного аята Куръана.
Из хадиса мы делаем полезный вывод о том, что нельзя отрицать предустановление и оспаривать его истинность, подобно мушрикам, а также о том, что отрицающие его окажутся в тяжелом положении в Судный день.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.