Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху: ≪Я записывал все, что слышал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, желая сохранить их. А курайшиты отговорили меня, сказав: ≪Ты записываешь все, что слышишь? Ведь Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам - он тоже человек, говорит во гневе и в довольстве≫. Так, я перестал писать. Затем упомянул об этом Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Он показал пальцем на свой рот и сказал: ≪Записывай! Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, не выйдет из него ничего, кроме истины≫. Передал АбуДавуд.
Пояснение: С Абдуллахом ибн Амром радияллаху анху мы знакомы. Было широко известно, что Абдуллах ибн Амр записывал все, что он слышал от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Это также подчеркивал в предыдущем предании и Абу Хурайра. А теперь об этой истине говорит сам Абдуллах ибн Амр. Он говорит, что он записывал все услышанное им от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, желая сохранить каждую благословенную фразу, высказанную его устами. Однако это не было одобрено членами племени Курайш. Они думали, что записывание каждой фразы из благословенных уст Пророка саллаллаху алайхи васаллам неправильно. Они сказали об этом Абдуллаху ибн Амру.
Об этом Абдуллах ибн Амр говорит следующее: ≪А курайшиты отговорили меня, сказав: ≪Ты записываешь все, что слышишь? Ведь Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам - он тоже человек, говорит во гневе и в довольстве≫. Они отговорили его записывать каждое слово Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Курайшиты мыслили по-своему. Они отговорили Абдуллаха ибн Амра, предположив, что Посланник Аллаха в гневе мог высказать разные фразы, и неприлично зафиксировать все подряд. Их доводы повлияли и на Абдуллаха ибн Амра. Он перестал писать услышанное от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Об этом он говорит: ≪Так, я перестал писать≫. Почтенные сподвижники спрашивали Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о каждом важном вопросе. Также и Абдуллах ибн Амр предпочел спросить об этом и уточнить у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. ≪Затем упомянул об этом Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам≫.
Он рассказал о том, как записывал каждую фразу, услышанную от него, как курайшиты отговорилиего, сказав, что Посланник Аллаха может говорить при гневе и довольстве. Наконец, он сказал, что перестал записывать. ≪Тогда Он показал пальцем на свой рот и сказал: ≪Записывай! Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, не выйдет из него ничего, кроме истины ≫. Отсюда мы узнаем, что из благословенных Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам выходили только слова истины, не зависимо от его расположения духа, душевного состояния, настроения. Предположения курайшитов были неправильными. Всевышний Аллах, восхваляя достоинства Своего Пророка, говорит в Куръане: ≪И не говорит по прихоти. Это не что иное, как вахий, что ниспосылается≫ (Сура ≪Наджм≫, аят 3).
К тому же, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в этом хадисе подкрепляет свои слова клятвой Аллаху. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Абдуллах ибн Амр записывал все, что он слышал от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
2. И среди сподвижников были те, которые полагали, что неприемлемо записывать каждое слово, исходящее из уст Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
3. При появлении сомнений в чем-либо, необходимо уточнить этот вопрос, спросив у человека, непосредственно связанного с этим вопросом, хорошо разбирающегося в нем.
4. Из благословенных уст Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам никогда не исходило ничего, кроме истины.
5. Пророк саллаллаху алайхи васаллам позволил записывать каждую фразу, исходящую из его уст.
6. Высказывания о том, что при жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам хадисы не записывались, недействительны.
Как только представляется удобный случай, враги Ислама, с намерением навредить благородным хадисам, а посредством этого - нанести вред всему Исламу, говорят: ≪Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам хадисы не записывались≫. К этому присоединяются и некоторые слабоверные, считающие себя мусульманами. В качестве аргумента они приводят хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, где он говорил: ≪Не записывайте от меня ничего, кроме Куръана≫. Корыстолюбие, фанатизм всегда делают человека слепым, глухим и невеждой. Враги Ислама стоят в первых рядах вот таких изуверов. Будь это не так, разве использовали бы они хадис в доказательство своей клеветы против хадиса?! Научные прения нужно вести объективно, не предвзято. Стороны не должны преследовать корыстные цели. Целенаправленный поиск аргументов для подтверждения конкретной мысли или предвзятой идеи не считается научным исследованием. При научном изучении какого-либо вопроса человек не опирается на свое или чужое мнение, не будет стремиться подтвердить это мнение любым доступным способом. Напротив, собрав все сведения по данному вопросу, изучит их по справедливости.
После чего, анализируя результаты, придет к окончательному заключению. Возьмем обсуждаемый нами вопрос ≪записывались или не записывались хадисы во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам?≫. Некоторые заявляют, что решили эту проблему ≪научным≫ путем. Приводят в качестве доказательства благословенный хадис Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: ≪Не записывайте от меня ничего, кроме Куръана≫. Они хотят сказать: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел не записывать, значит, хадисы в его время не записывались, а записывались позже. В результате с хадисами смешались различные высказывания, поэтому нельзя использовать хадисы в качестве второго из масдаров - первоисточников шариата≫.Цель кроется именно здесь - свести на нет второй первоисточник шариата и нанести этим сокрушающий удар по исламскому шариату. Если у этих ≪научных≫ людей была бы совесть, если бы они хоть немного проявили бы верность научной объективности, то они изучали бы также и изученные нами хадисы. Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ≪не записывайте от меня ничего, кроме Куръана≫ означают не записывать в официальной форме. Такова была политика того периода.
После каждого ниспослания аятов Священного Куръана они записывались специальными писарями в присутствии Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Сразу же после ниспослания аята Посланник Аллаха велел звать писарей. Когда те приходили, ниспосланный аят записывался по буквам, записанное хранилось в надежном месте. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил ≪не записывайте от меня ничего, кроме Куръана≫, чтобы предотвратить возможность смешения хадисов с такими записями Куръана. Те, кто неофициально записывал подобно Абдуллаху ибн Амру, скрупулезно записывали и бережно хранили хадисы. Если не было необходимости записывать хадисы, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обязательно запретил бы Абдуллаху ибн Амру записывать их. Как видно, претензии относительно того, что хадисы во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам не записывались, являются абсолютно необоснованными. Хадисы записывались и в те времена - в эпоху счастья (асри саадат), при жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Хадисы полностью сохранили свою чистоту, правильность.
И сколько бы ни старались враги Ислама, они не достигнут своей цели. Мы не должны забывать, что письменное хранение и других, помимо хадисов, сведений, каждого знания является исламской необходимостью. В наше время актуальность этого особенно возросла. Создалась ситуация, когда никакое сведение не будет признано в качестве знания (научного факта), пока не обретет письменную форму. Это особенно важно для ищущих знания. Не достаточно того, что услышано от учителей и прочтено из книг, необходимо также и записывать, чтобы сохранить и беречь полученные знания. Считаем уместным упомянуть здесь наставление одного из наших учителей рахматуллахи алайхи, который говорил: ≪Знание поступает с трех сторон: слушанием через уши, зрением через глаза и писанием руками≫. Ищущим знания кажется легким получение знаний слухом и зрением, ибо так знания приобретаются без лишних усилий. А письмо требует тяжкого и томительного труда. Поэтому большинство ищущих знание избегают этой трудности. Однако, что дается легко, то и утрачивается легко. Что дается с трудом, утрачивается с трудом. Услышанное забывается быстрее, чем прочтенное или написанное, а прочтенное забывается труднее, чем услышанное. Письмо дается с трудом и поэтому написанное хорошо оседает в памяти. К тому же, написанное могут прочесть и другие. По этой причине письменности нужно придавать большое значение.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.