60. Передается от Аиши радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто введет в это наше дело нечто (новое), чего не было в нем, тот — отвергнут».
В другой передаче хадиса скзано:
«Кто совершит деяние, чего нет в нашем деле, тот — отвергнут».
Передали трое.
Пояснение: Включив этот хадис в главу «О твердом следовании Книге и сунне», автор преследует цель подтвердить, что следование чему-либо, помимо Книги и сунны, является порицаемым и отвергнутым, ибо под словами «в нашем деле» Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам подразумевает нашу религию. Все деяния, положения и учения нашей религии изложены в Куръане и сунне. Тот, кто будет совершать нечто, не имеющее опоры в Куръане и сунне, тем самым совершит бидъу. А это означает совершение отвергнутого и противоречащего Исламу деяния.
Этот хадис отражает величайшее правило. Улемы разработали на основе этого хадиса принцип определения соответствия того или иного явления, которое происходит в исламском мире, нормам шариата. В процессе жизни на протяжении веков возникает необходимость определения соответствия шариату различных новшеств и возникающих новых явлений. Мусульмане совершают только то, что соответствует шариату и отказываются от всего отвергаемого им.
Именно поэтому первым возникающим вопросом относительно любого новшества, является: «Что говорит об этом шариат?». На этот вопрос отвечают Куръан и сунна. Если то, к чему относится этот вопрос, нет в религии, оно считается отвергнутым, а если есть, то принимается.
Однако это вовсе не означает, что нужно делать только то, что допустимо согласно составленному во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам списку разрешенных и запрещенных вещей, который приведен в Куръане и сунне, а все остальное считать отвергнутым. Если бы это было так, то нам бы пришлось жить в условиях 15-вековой давности! Увы, некоторые это так и понимают. Придавая этому хадису поверхностное толкование, они отрицали все, чего не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Но постепенно им было разъяснено их заблуждение.
В Куръане и сунне описаны принципы определения соответствия тех или иных вещей и явлений шариату (своду исламских положений и законов), приведены примеры того, что существовало в то время. Мусульмане осуществляют свою деятельность на основе этих принципов. Все, что соответствует шариату согласно этим принципам, считается приемлемым, а все несоответствующее — отвергнутым.
Приведем пример. В священном Куръане и сунне запрещены (харам) опьяняющие вещества. В то время эти вещества изготавливались из винограда, хурмы, ячменя и меда. Со временем появились другие опьяняющие напитки и вещества, вводимые в организм человека посредством органа обоняния, инъекций и другими способами. Все они были объявлены запретными (харам). При появлении других аналогичных по своему воздействию веществ они также будут запрещены. Нельзя рассуждать таким образом, что если какой-то напиток не назван в Куръане и сунне, его можно употреблять.
Помимо этого, в последнее время появились возможности рождения детей в результате искусственного оплодотворения яйцеклетки и введения ее в матку женщин, которые не могут забеременеть (бесплодие). Как должны относиться к этому мусульмане? Если подходить к этому с точки зрения тех, кто дает поверхностное толкование данного хадиса, это должно быть абсолютно неприемлемым, поскольку такого во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам не было. По их мнению, если это будет совершено, в Ислам будет привнесено то, чего в нем не было.
Но ведь Ислам поощряет желание людей иметь детей! Хорошо ли разбивать надежды тех бездетных семей, запрещая данную возможность? В этом случае необходимо обратиться к установленным в шариате принципам заведения потомства (детей).
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.