26. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили:
— Какое деяние наилучшее?
(Он) сказал:
— Ийман в Аллаха и Его Посланника.
Сказали:
— А затем что?
(Он) сказал:
— Усердие на пути Аллаха.
Сказали:
— А затем что?
(Он) сказал:
— Хаджул мабрур (надлежащий хадж)».
Передали оба шейха.
Пояснение: Как выяснили ученые, эти вопросы задал Пророку саллаллаху алайхи васаллам Абу Зарр Гифари радияллаху анху. Он спрашивает о самом лучшем деянии: «Какое деяние налучшее?»
На этот вопрос Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвечает:
«Ийман в Аллаха и Его Посланника».
Самое лучшее деяние — это вера в Аллаха и в Его Посланника. Эти слова восприняты улемами как подтверждение того, что ийман относится к деяниям. Имам Бухари приводит этот хадис в главе «Ийман — это деяние».
Большинство последователей мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, в том числе мазхабы Маликийа, Саврийа и Авзаъийа признают, что ийман состоит из слов свидетельства (калиматуш шахады) и действий.
Так говорил Абу Убайд об этом: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам в этом хадисе относит ийман к деяниям. В других же хадисах он разделяет ийман и деяния. Он употребляет слово «ийман» только в отношении деяний, связанных с вопросами тавхида и души (сердца), тогда как слово «деяние» — в отношении действий, совершаемых физически. Суть иймана — это подтверждение слов и душевная уверенность. Его полноценность связана с действиями, совершаемыми телом.
Для того, чтобы быть истиным правоверным (с совершенным ийманом), убеждения, слова и действия человека должны быть едины. Только такой ийман спасет от огня ада и сохранит душу. Именно поэтому все эти три понятия (убеждение, слова и деяния) как вместе, так и в отдельности, называются ийманом. Поэтому тавхид и подтверждение (тасдик) считаются самым лучшим деянием, ибо это обязательно для того, чтобы были приняты все остальные деяния».
Этими словами в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъавыражается, что ийман — это произнесение словами, подтверждение сердцем и исполнение телом. Как утверждают ученые науки о вероучении, существующее разногласие исходит не из шариатского толкования иймана, а из его лексического значения, поскольку чисто лексически «ийманом» называется произнесение слов и подтверждение сердцем.
Как бы там ни было, никто не сомневается в том, что ийман — это самое лучшее, что есть на этом свете. Ийман обязателен для того, чтобы любое деяние в этом мире было принято. Что ни делай, но без иймана ничего не будет принято. Поэтому когда речь идет о другом лучшем деянии, говорят о деянии, следующем после иймана. Ничто не может превосходить ийман.
«Сказали:
— А затем что?».
То есть спросили о том, какое деяние после иймана является лучшим. На что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Усердие на пути Аллаха», то есть джихад.
Слово «джихад» согласно словарю означает «переносить трудности», «прилагать все свои усилия». А в шариате оно означает приложение всех своих усилий и возможностей в делах религии Аллаха.
«Сказали:
— А затем что?
(Он) сказал:
— Хаджул мабрур (надлежащий хадж)».
Словарное значение слова «хадж» — «твердое намерение». Согласно же шариату оно означает намерение посещения Мекки в определенное время для совершения определенных видов поклонения. Определение «мабрур» означает «хороший, надлежащий хадж» — так называется хадж, совершенный без допущения грехов и именно так, чтобы он был принят Аллахом, то есть правильно совершенный хадж.
Хорошо известно, что хадж является одним из лучших деяний. Однако возникают вполне справедливые вопросы: «Почему не были названы намаз, пост или закāт? Почему хадж, являющийся одним из столпов Ислама, назван после того, что не считается столпом»?
Ответ таков: Пророк саллаллаху алайхи васаллам в подобных ситуациях отвечал с учетом того, кто задает вопрос и кто находится рядом, а также, исходя из общих обстоятельств и условий на тот момент. Именно поэтому на вопрос о лучшем деянии, в других хадисах даны другие ответы.
По этой самой причине лучшими деяниями также названы своевременное совершение намаза, хорошее отношение к родителям, предоставление еды нуждающимся, приветствие знакомых и не знакомых людей, а также иные деяния.
Вполне естественно, что во время лютого голода обеспечение едой становится самым лучшим деянием.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Одно деяние может быть лучше другого.
2. Самым лучшим деянием является ийман в Всевышнего Аллаха и в Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам.
3. Иймана не может быть без соответствующих деяний.
4. Высокое положение перед Всевышним Аллахом достигается деяниями.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.