13. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Наиболее совершенный в иймане из правоверных тот, кто из них добрее нравом. А лучшие из вас — лучшие из вас к своим женам».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: С почтенным сподвижником Абу Хурайрой радияллаху анху, от которого передан этот хадис, мы познакомились ранее. В данном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам призывает мусульман к улучшению нравственных качеств, говоря о том, что добрый нрав является основой совершенного иймана.
Ислам уделяет большое внимание вопросам нравственности. В главе о совершенном иймане данный хадис приводится для того, чтобы подчеркнуть, что добрый нрав является важным фактором в совершенствовании иймана.
Добрый нрав означает проявление добродушия, непричинение вреда людям, совершение благих дел. Человек с добрым нравом достигает счастья в обеих жизнях — в мире тленном и мире вечном, — поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам связывает с ним совершенство иймана.
«Наиболее совершенный в иймане из правоверных тот, кто из них добрее нравом», то есть с улучшением нрава правоверного совершенствуется и его ийман. Может ли быть более лучший призыв к улучшению нравственных качеств, чем этот? В процессе изучения хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам выявляется закономерность, что вслед за изложением какого-либо общего вопроса затем обязательно дается пример его частного применения. В этом хадисе подчеркивается, что: «Лучшие из вас — лучшие из вас к своим женам».
Почему так? Жизненный опыт показывает, что большинство людей хорошо относятся к другим людям, но в отношениях с женами проявляют скверный нрав. Поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам, назвав добрый нрав основой совершенного иймана, вслед за этим акцентирует внимание на том, что одним из показателей добронравия является отношение к другим людям, но, в первую очередь, к своим женам.
Установление добронравия в качестве условия совершенства иймана вызывает у мусульман чувство гордости за свою религию. В то же время акцент, сделанный на хорошем отношении к своим женам, демонстрирует степень возвышения прав женщин в Исламе.
В данном хадисе затрагиваются два очень важных вопроса:
1. Обладание добрым нравом.
2. Хорошее отношение к жене.
Человечество нуждается в добрых нравах и хороших внутрисемейных отношениях, что предписывает данный хадис, и это очень актуально сегодня, поскольку эти вопросы являются основой формирования социальной и семейной жизни каждого человека. Добронравие — условие приобретения совершенного иймана. Будучи добронравными и проявляя хорошее отношение к нашим женам, мы станем лучшими мусульманами.
14. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Из красоты Ислама человека — оставление им того, что не подобает ему».
Передали Тирмизи (в книге «Зухд») и Ибн Маджа.
Пояснение: Этот хадис также передан Абу Хурайрой радияллаху анху.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит о красоте Ислама человека. В шариате выражение «Ислам такого-то человека — красивый» означает, что этот человек искренне принял Ислам — и внутренне, и внешне.
Ибн Баттаи говорит, что выражение «Ислам такого-то человека — красивый» разъясняется «хадисом об ихсане, то есть о поклонении Всевышнему Аллаху так, словно ты видишь Его, а если ты не видишь Его, то убежден, что Он видит тебя».
Следовательно, Ислам в человеке может быть красивым или некрасивым, и каков он — зависит от самого человека. Отдаление человека от ненужных вещей свидетельствует о красоте его Ислама, ибо так поступает только истинный мусульманин.
Истинный мусульманин относится к каждому мгновению жизни очень ответственно. Истинный мусульманин живет, ясно осознавая и не забывая, что в Судный день ему предстоит отвечать за все напрасно потраченное время, имущество и богатство, здоровье, силу и возможности. Поэтому он никогда не приближается к бесполезным вещам, не говоря уже о вредных, и это является красотой его Ислама.
Ислам — это высшая честь, высшая степень перед Всевышним Аллахом. Каждому из нас следует стремиться к тому, чтобы наш Ислам становился красивым, то есть стремиться к отдалению от бесполезных вещей.
15. Передается от Абу Саъида радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда увидите человека, кто обязался (ходить в) мечеть, то засвидетельствуйте его ийман. Ведь поистине, Аллах сказал: “Поистине, не благоустраивает мечети Аллаха никто, кроме тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, и безупречно совершал намаз, и давал закāт”» («Тауба», аят 18).
Передал Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передан от Абу Саъида радияллаху анху. Сначала познакомимся с этим человеком.
Настоящее имя Абу Саъида радияллаху анху — Саъд ибн Малик ибн Синан Ансари. Его кунйа — Абу Саъид Худри — стало более известным, чем настоящее имя. Он принял участие в двенадцати сражениях вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он является одним из пятерых сподвижников, бесстрашно совершивших байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам перед обвинениями хулителей, одним из великих сподвижников, стоявших в первых рядах во время битвы Хандак. Когда ему исполнилось тринадцать лет, его отец ходатайствовал о его участии в битве Ухуд. Однако Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не разрешил ему это из-за его возраста.
Абу Саъид Худри собрал 1170 хадисов, заняв седьмое место среди сподвижников по числу переданных хадисов. Он передал хадисы от своего отца Малика ибн Синана, дяди по матери — Катада ибн Нуъмана, Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, Зайда ибн Сабита и Абу Мусы Ашъари. 16 из них включил в свой «Сахих» сборник имам Бухари и 52 — имам Муслим.
От Абу Саъида Худри хадисы передали: его сын Абдуррахман, Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Аббас, Абу Туфайл, Абу Салама, Нафиъ, Икрима, из числа тобеъинов: Саъид ибн Мусаййиб, Убайдуллах ибн Абдуллах ибн Утба, Тарик, Ибн Шихаб и другие. Когда люди просили записать услышанный от него хадис, он говорил: «Не записывайте этот хадис подобно Куръану, но сохраняйте его так, как сохранили его мы». Он был захидом, постоянно был занят поклонением, был ученым и соблюдал все те знания, которые получал.
Однажды Абу Саъид Худри, взяв за руку своего сына Абдуррахмана, повел его к кладбищу «Бакиъ» и завещал ему: «О сын мой, когда я умру, похорони меня здесь, не пиши по мне траурных стихов, не плач по мне, не разжигай огня, не причиняй никому вреда из-за меня». В 74 году хиджры, в пятницу, он ушел из этого бренного мира в мир вечный, и в тот же день был захоронен в том самом кладбище «Бакиъ».
В рассматриваемом нами хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам сообщает о том, что человек, давший обет постоянно посещать мечеть, имеет ийман. Мечеть — это дом Всевышнего Аллаха, и ее постоянное посещение для намаза и молитвы — святое дело.
Особого внимания заслуживает использование в этом хадисе не таких выражений, как «решил ходить в мечеть», а фразы «обязался (ходить в) мечеть». Поскольку в мечеть ходят разные люди, их посещения также различаются. Кто-то ходит в мечеть ради создания соответствующего имиджа, а как только это становится не нужным для имиджа, перестает туда ходить.
Другой человек посещает мечеть из лицемерия. Когда Ислам процветает, мусульмане успешно продвигаются в обществе и имеют влияние, он старается показать себя мусульманином. Когда же мусульмане сталкиваются с испытаниями, оказываются в трудном положении, лицемеры также сразу прекращают ходить в мечеть. Кто-то, возможно, ходит в мечеть, чтобы шпионить.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам велит свидетельствовать о наличии иймана только у того, кто принял обет искренне, то есть постоянно посещает мечеть именно для поклонения.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приводит подтверждение данному указанию из Книги Всевышнего Аллаха. Он читает аят Аллаха:
«Поистине, не благоустраивает мечети Аллаха никто, кроме тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, и безупречно совершал намаз, и давал закāт».
Упоминаемое в этом аяте облагораживание мечетей Аллаха означает облагораживание и материальное, и духовное. Облагораживание материальное означает строительство мечетей, украшение и поддержание их в чистоте. Облагораживание духовное означает совершение в них поклонения, чтение Куръана, поминание (зикр) Аллаха и другие действия духовного характера. Таким образом, верой в Аллаха и Судный день обладает человек, стремящийся к духовному облагораживанию мечетей, о чем сказано в аяте Священного Куръана. Поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам и указывает на необходимость свидетельствования об иймане такого человека.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Необходимость посещения мечетей с искренними намерениями.
2. Люди, посещающие мечети с такими намерениями, обладают истинной и полной верой — ийманом.
3. Для подтверждения своих слов можно приводить аргумент из Священного Куръана.
Этот хадис имеет огромное значение. Постоянное посещение мечетей приносит очень много пользы: человек заслуживает савабы, находится в курсе событий в мусульманском обществе, совершенствует свой ийман.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.