Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз в сандалиях, которых коснулись нечистоты, явился Джабраил алайхиссалам и известил его о необходимости снять обувь. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам снял ее прямо во время намаза. Сподвижники, совершавшие намаз вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, подумали, что был ниспослан вахий о необходимости совершения намаза без обуви и тоже сняли обувь в намазе. После завершения намаза Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поведал сподвижникам, в чем дело, и сказал, что совершение намаза в чистой обуви допустимо.
Иногда, когда сподвижники задумывались над деяниями и словами Пророка саллаллаху алайхи васаллам и не могли различить, является ли это повелением Аллаха или личным мнением Пророка саллаллаху алайхи васаллам, они спрашивали об этом у него самого. Если это являлось повелением Аллаха, несомненно, они следовали указу. Если же это исходило от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам как его личное мнение, почтенные сподвижники высказывали по данному вопросу свои соображения.
В день битвы при Бадре Пророк саллаллаху алайхи васаллам приказал мусульманам остановиться и расположиться в месте, которое находилось недалеко от врага. Тогда у сподвижника по имени Хаббаб ибн Мунзир ибн Джамуха радияллаху анху, хорошо знавшего те места, появилась идея по поводу этого стана. Он спросил Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
— О Посланник Аллаха, является ли это указанным Вам Аллахом местом, с которого мы не можем сдвинуться ни вперед, ни назад, или это собственное мнение, стратегия и военный маневр?
На этот его вопрос Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Нет, это собственное мнение, стратегия и военный маневр.
Хаббаб ибн Мунзир ибн Джамух радияллаху анху сказал:
— В таком случае это место не годится. Поднимайте людей. Расположимся у источника воды, что ближе всех к тому народу. Затем разрушим колодцы, что до него. Соорудим ров (у единственного колодца) и заполним его водой. Потом вступим в бой с тем народом. У нас будет вода для питья, а у них нет.
Подумав, Пророк саллаллаху алайхи васаллам одобрил эту идею и приказал мусульманам перейти на место, которое указал Хаббаб радияллаху анху. Это действительно очень помогло во время битвы.
В битве Хандак, после того, как мусульмане попали в окружение и оказались в очень тяжелом положении, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предпринял меры для ослабления противника.
По его указанию доставили Уяйну ибн Хисна и Хариса ибн Авфа. Он алайхиссалам предложил им одну треть финиковых пальм Медины, если они выведут из рядов противника своих людей. Они попросили половину. Пос-ланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал, что даст не более одной трети. Они согласились и привели из своего племени десять человек в качестве свидетелей. Были приготовлены бумаги и вызван писарь. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам призвал некоторых сподвижников засвидетельствовать этот договор. Тогда Усайд ибн Хузайр радияллаху анху заявил:
— О Посланник Аллаха, если это по воле Аллаха, то поступайте так. Иначе нам нечего им дать, кроме наших мечей.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам подозвал старших представителей мусульман Медины — Саъда ибн Убаду и Саъда ибн Муаза радияллаху анхума, посоветовался с ними, но и они настояли на том же, что и Усайд радияллаху анху. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам объяснил им, для чего он предпринимает это. Но Саъд ибн Муаз радияллаху анху взял текст договора и настаивал на своем, заявляя:
— Мы и раньше ничего им не отдавали, неужели мы дадим им что-либо после того, как пришли Вы. Для них у нас нет ничего, кроме меча.
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Порви договор.
Саъд ибн Муаз радияллаху анху порвал договор, плюнул на него и сказал:
— Между нами только меч!
Конечно, такие случаи бывали редко. Но даже то, что относилось к обычным человеческим качествам Пророка саллаллаху алайхи васаллам, несомненно, является проявлением качеств самого совершенного человека, самого лучшего Пророка, посланного миру Всевышним Аллахом. Больше никто не обладал таким умом, мышлением, интеллектом и иными человеческими качествами, какими обладал Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам.
Однако ситуации, аналогичные описанным выше, случались по Божественной мудрости. Посредством поучений, ведущих к счастью в обоих мирах, Всевышний Аллах сделал совершенной религию Ислам, которая является последней религией Аллаха для человечества вплоть до Судного дня.
Наряду с этим Аллах сделал Ислам религией разума, мышления и прилежания. Ниспослал посредством вахий то, что человек неспособен познать в жизни сам, в остальном Всевышний Аллах повелел мусульманам использовать свой разум, постоянно прилагать прилежание. Эту великую истину Пророк саллаллаху алайхи васаллам должен был донести до мусульман и внедрить в жизнь, обучая людей.
Упомянутые выше два события являются примером тому. Если бы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не показал наглядно, на своем личном примере, то возникло бы немало трудностей. Такие наполненные мудростью воспитательные меры призывали мусульман быть здравомыслящими, быть всегда готовыми рассуждать разумно, быть воплощением находчивости, смекалки и других необходимых способностей и качеств. А радушное и приветливое принятие Пророком саллаллаху алайхи васаллам предложений и соображений рядовых мусульман, поддержание в них духа инициативности подталкивало все общество быть отзывчивым и участливым, проявлять все новые инициативы, вносить свои предложения и соображения. Недаром в Исламе обещаны два саваба тому, кто посредством иджтихада добился правильного результата, и один саваб тому, чей иджтихад привел к неверному решению.
Да, основные законы в Исламе определены Всевышним Аллахом, а остальное мусульмане должны постичь сами, применяя разум, сообразительность, проницательность и предприимчивость. Все, что свойственно Самому Аллаху, а также те вопросы, в которые не может вмешиваться никто другой, освещены Божественным вахий в Священном Куръане и сунне. Для остального же, что человек должен постичь своим разумом, предоставлены широкие возможности иджтихада на основе учений Куръана и сунны.
Первые поколения мусульман, в силу того, что осознали эту великую истину, быстро достигали целей и были передовыми во всем мире. Они чрезвычайно искренне и точно внедряли в свою жизнь как учения Священного Куръана, так и сунну Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. В вопросах же, в которых шариат предоставил им возможность иджтихада, они проявляли удивительную проницательность, отважность и настойчивость. Это было основной причиной их достижений мирового значения.
Однако в наше время мусульмане не стремятся познать эту простую истину. Немалая часть тех, кто называет себя мусульманами, не знает, что такое Куръан, сунна. Те же из нас, кто имеет некоторое представление об этом, оставляя в стороне требования, относящиеся к фарду, ваджибу, спорят по поводу положений, являющихся мустахабом (желательное, но необязательное). Еще более прискорбным является то, что подобное недоразумение возникает и по поводу сунны.
Давайте продолжим наши скромные изыскания, направленные на выход из этого горестного положения. Нам следует научиться отличать слова и деяния Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам как обычного человека от того, что он говорил и делал в качестве Посланника Аллаха.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.