1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

О достоинствах Религии. Часть 3

16:00 / 21.04.2020 2200 Режим чтения + -

25. Передается от него же:

«Я ехал верхом, усевшись позади Пророка сал­лаллаху алайхи васаллам на осле по кличке Уфайр.

(Он алайхиссалам) сказал: 

— О Муаз! Знаешь ли, каково право Аллаха над рабами и каково право рабов на Аллахе?

Я сказал: 

— Аллах и Его Посланник — лучше знающие».

(Он) сказал: 

— Поистине, право Аллаха над рабами — их поклонение Аллаху и не придавание Ему в сотоварищи ничего. А право рабов на Аллахе азза ва джалла — не подвергать мучению того, кто не придавал Ему в сотоварищи ничего.

Я спросил: 

— О Посланник Аллаха, благовещать ли мне людей?

(Он) сказал: 

— Не благовещай их, дабы не уповались».

Оба хадиса передали два шейха и Тирмизи.

Пояснение: Этот хадис также передан от Муаза ибн Джабала радияллаху анху и имеет много общего с предыдущим. Однако между ними есть и серьезные различия.

Схожесть хадисов в том, что оба они переданы одним человеком — Муазом ибн Джабалом радияллаху анху. Единым в них является вопрос Муаза к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о том, пересказать ли это людям, а равно и отрицательный ответ: «Не благовещай их, дабы не уповались».

Различия же заключаются в том, что в первом хадисе говорится только о тех, кто засвидетельствует: «Лаа илааха иллаллаху, Мухаммадур Расулуллах». Во втором же хадисе говорится: «поклонение Аллаху и не придавание Ему в сотоварищи ничего».

Несомненно, между искренним произнесением слов шахады и поклонением Аллаху, неприданием Ему сотоварищей, огромное различие. В частности, если взять исконное значение понятия поклонение (ибадат), это означает подчинение всей своей жизни воле Аллаха. Непридание же сотоварищей Аллаху (недопущение ширка) означает недопущение мысли о существовании других божеств не только в вопросе вероубеждения (акийды), но и недопущение любых видов ширка в вопросах поклонения и всей жизни.

Рассматриваемый хадис показывает, насколько ошибочными являются мнения невежд, полагающих, что достаточно произнести слова шахады и больше ничего из повелений Аллаха не соблюдать.

Если в первом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам велит не говорить об обещанном рае за произнесение слов шахады, дабы люди не ухватились за это, то в этом хадисе он велит не говорить об обещанном рае за поклонение Аллаху и за непридание Ему сотоварищей, чтобы люди не ухватились и за это.

Если в первом хадисе обещается недопущение попадания в ад, то в следующем — освобождение от наказания. Однако в обоих хадисах присутствует опасение, что люди могут неправильно понять их и ухватиться за указанные в них обещания в ущерб другим своим религиозным обязанностям, что может привести к лицемерию.

Человек постоянно находится между опасением и надеждой — опасением попадания в ад и надеждой на милость Аллаха, попадания в рай. Никто не вправе заявлять, основываясь на своем свидетельстве и даже поклонений: я произнес шахаду, совершил поклонение и не допустил ширка Аллаху и поэтому точно попаду в рай.

Меры предосторожности, предпринятые Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, имеют прямое отношение к сокровенному смыслу данного хадиса, что весьма наглядно в наше время. Как во время жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам, так и после его смерти, никто из сподвижников не считал, что можно не исполнять хоть какую часть положений шариата.

Для наглядности возьмем для примера совершение намаза. Ни почтенные сподвижники, ни табиъины, ни табаъ табиъины, ни кто-либо из представителей последовавших за ними поколений никогда не выражали мнения о том, что намаз можно не совершать. Все они своевременно, безупречно совершали намаз.

Неужели все сподвижники, начиная от ближайших сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, улемы, муджтахиды, основатели мазхабов, мухаддисы и факихи не понимали, что якобы «поняли» те современные невежды, которые уклоняются от соблюдения требований Ислама?!

Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:

1. Скромность и простота Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, ездившего верхом на осле и подвозившего за собой еще и Муаза ибн Джабала радияллаху анху.

2. Поклонение Аллаху является обязанностью людей перед Аллахом.

3. Непридание сотоварищей Аллаху является обязанностью человека.

4. Аллах не ввергнет в ад людей, которые поклоняются Ему и не придают Ему никого в сотоварищи.

5. Необходимость спрашивать у учителя или у руководителя разрешения довести полученные от него сведения до других людей, если сказанное отличается от обычной общей информации.

6. Необходимость предельной осторожности в вопросах, могущих вызвать недоразумения и пренебрежение к исполнению религиозных обязанностей.

7. Дозволительность выражения: «Человек имеет обязательства перед Аллахом, Аллах субханаху ва таъала имеет обязательства перед человеком».

Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Не благовещай их, дабы не уповались», адресованные Муазу ибн Джабалу, тщательно изучались и комментировались праведными мусульманскими учеными. Вот некоторые комментарии:

«Подобное предупреждение свойственно некоторым людям. Бухари данным хадисом аргументирует, что ученый, опасаясь недопонимания, что-то может выделять, а что-то опускать. Иногда аналогичными этому хадисами невежественные люди и ибахии (принимающие все, что попало) спекулируют, чтобы  оправдать полное отрицание требований и положений шариата. А это, помимо наказания в Судный день, приводит к бедам и на этом свете».

«Не говори им об этом, ибо (необоснованно) уповая на милость Господа, они будут пренебрегать обязанностями рабов Божьих». В результате это повредит их положению, и они деградируют — таково большинство людей. Однако некоторые, чем больше узнают, тем больше поклоняются. Такими были десять сподвижников — ашарату мубашшарин (десять благовещанных раем)».

Мы хотим лишь добавить, что в пророчестве Пророка саллаллаху алайхи васаллам были упомянуты только десять сподвижников. Этот факт получил широкую известность, и все завидовали им в хорошем смысле. Об этом отдельно говорится даже в книгах о вероучении (акийде). Если каждый, кто произнес калиматуш шахаду, непременно войдет в рай, то не окажется ли бессмысленным пророчество о тех десятерых сподвижниках? Зачем тогда было нужно упоминать их отдельно? Что тогда сказать о том, что люди, поименно названные в пророчестве в качестве обитателей рая, после этого не только не прекратили совершение ни одного из поклонений, а наоборот, еще больше увеличили их?

Таким образом, утверждения и деяния тех, кто под различными предлогами и уловками старается избегать исполнения положений шариата, не соответствуют никаким источникам Ислама.


Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Калит сўзлар: dostoinstvax-religii
Статьи по теме
61. Передается от Джабира радияллаху анху.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал mdash Поистине, правдивейшее слово mdash Книга Аллаха, и наипрекраснейшее читать полностью

1739 12:00 / 26.06.2020
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash Когда имам произносит слово Аминьrdquo, произнесите и вы Аминьrdquo. Ибо тому, читать полностью

4638 08:18 / 20.02.2019
..Аиша поведала, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Жибрил так настоятельно продолжал повелевать мне хорошо относиться к соседям, что я было подумал, читать полностью

2048 13:30 / 29.01.2019
.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash Когда Аллах предустановит рабу умереть в одном месте, Он сделает для него потребность к тому месту,.Оба хадиса передал читать полностью

2169 16:00 / 25.05.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью