Муса алайхиссалам поначалу пытается возложить ответственность за страдания человечества на Адама алайхиссалам, говоря: «Если бы ты не совершил ту злосчастную ошибку, то человечество не было бы изгнано из рая, и не было бы таких трудностей, страданий и мучений». Адам алайхиссалам, в свою очередь, пытается доказать, что появление рода человеческого и пребывание его в таких условиях не связано с его ошибкой.
Аллах субханаху ва таъала создал людей не из-за ошибки Адама алайхиссалам. Не из-за нее Он предустановил, что люди живут в таких условиях — так было установлено Им изначально для испытания их веры, для формирования их иймана. Именно этот аргумент приводит в ходе спора Адам алайхиссалам.
И Муса алайхиссалам удовлетворился этим ответом. Так Адам алайхиссалам превзошел Мусу алайхиссалам в данном споре.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Между Адамом и Мусой алайхиссалам при Всевышнем Аллахе имел место спор.
2. Всевышний Аллах Сам создал Адама алайхиссалам.
3. Всевышний Аллах вдохнул в Адама алайхиссалам от Своего духа.
4. Всевышний Аллах велел ангелам пасть ниц в саджду перед Адамом алайхиссалам.
5. Всевышний Аллах поместил Адама алайхиссалам в рай.
6. Затем Всевышний Аллах низвел людей на землю.
7. Всевышний Аллах избрал Мусу алайхиссалам Своим пророчеством и речью (калāм).
8. Всевышний Аллах ниспослал Мусе алайхиссалам книги о каждой вещи.
9. Всевышний Аллах приблизил Мусу алайхиссалам к Себе, беседником.
10. Аллах написал Таурат за сорок лет до сотворения Адама алайхиссалам.
11. В Таурате написано: «Адам поступил против воли Аллаха и совершил ошибку», что подтверждено Куръаном.
12. Грех Адама алайхиссалам не является причиной появления человеческого рода и причиной грехов других людей, его ошибка была прощена Аллахом субханаху ва таъала после раскаяния.
13. Человека нельзя обвинять в том, в чем он не виновен.
14. В споре допустимо напоминание о достоинствах друг друга.
15. Адам алайхиссалам выиграл спор с Мусой алайхиссалам.
В процессе изучения этого хадиса мы узнали ряд сокровенных истин, в том числе и об опасности выносить суждение, основываясь на внешнем содержании слов только лишь одного хадиса определенной тематики.
Издавна большинство негодяев, основываясь на внешнем содержании этого хадиса, оправдывали свои деяния, утверждая следующее: «Адам, сославшись на предустановление, победил в споре Мусу, мы также не совершаем грехов по своей воле! Что же нам поделать, если Аллах предустановил нам такую судьбу?». В действительности же, Адам алайхиссалам отрицает свою ответственность за несчастья всего человечества, сказав, что эти испытания происходит в соответствии с изначальным предустановлением Всевышнего Аллаха. Однако, совершив первую свою ошибку, он сразу же признал ее и покаялся, и Всевышний Аллах принял его раскаяние — и в этом-то как раз и есть образец для тех, кто пытается отрицать свою вину, перекладывая ее на Всевышнего Аллаха!
«Следовательно, — говорят улемы-богословы прошлого, — человек ответственен за свои поступки, его не обвиняют в том, что происходит по велению Аллаха и в чем он не виновен. Ошибка Адама алайхиссалам не является причиной существования мира и пребывания в нем людей, и он не ответственен за страдания людей».
Значит, ложными являются и попытки грешников оправдать себя «предустановленностью судьбы». Если бы они были правы и человек совершал все дела по принуждению, законы мироустройства были бы абсолютно нелогичными. В мире не осталось бы различия между добром и злом, ибо добрый творил бы добро по принуждению, и это не было бы его заслугой. Злой также творил бы зло по принуждению, и это не было бы его виной. Человек не был бы ответственен за свои действия, он мог бы совершать любое зло, ссылаясь на мнимое принуждение.
Это очень опасная идея, которая способна привести к разрушению всего мироустройства и полному торжеству зла. Эта идея равносильна отрицанию всех шариатов, пророков алайхимуссалам и божественных книг, поскольку именно они предостерегают от зла и призывают к доброделанию.
Заядлые грешники, оправдывающие свои злодеяния «предустановлением судьбы», утверждают, что: «Все это бесполезно, человек не имеет другого выбора, кроме исполнения того, что заранее предустановлено». Везде, где распространяются такие идеи, распространяются и различные беды, там беспрепятственно и свободно плодится зло, там легко забывается о какой-либо ответственности, в результате торжествует сплошное беспутство. В истории очень много примеров этому.
Исправление искаженных взглядов ряда мусульман на предустановление, приведение их в соответствие с Исламом является одной из важных задач религиозного возрождения, очищения от языческих предрассудков и обновления нашего сознания. Учение о предопределении и о предустановлении должно, как в первые века Ислама, способствовать продвижению мусульман вперед во всех сферах жизни, преодолению трудностей, усилению иймана.
Это учение подтверждает личную ответственность человека за свои деяния и потому должно, как ни что иное, стимулировать стремление мусульман к добру и отказ от всего греховного. Никто не сможет избежать ответственности, ссылаясь на «судьбу» в языческом, фаталистском понимании. Когда один вор сказал почтенному Умару радияллаху анху: «Таково предустановление Всевышнего Аллаха, что я совершил кражу, почему же ты отрубаешь мне руку?», Умар радияллаху анху ответил: «Если ты совершил кражу в соответствии с предустановлением, то и я отрублю тебе руку согласно ему же».
Затем почтенный Умар радияллаху анху приказал своим подчиненным: «Сначала накажите его тридцатью ударами плетью, после чего отрубите руку!»
Они спросили: «Почему?».
Он ответил: «Тридцать ударов плетью за то, что он сказал ложь в отношении Аллаха, а отрубание руки — за воровство».
Предустановление ни в коем случае не может быть оправданием лени и совершения грехов. Оно должно быть стимулом для совершения великих дел и достижения высоких идеалов.
Необходимо помнить, что линия жизни человека может быть изменена с соизволения Всевышнего Аллаха.
Прибыв в Шам (историческую Сирию) и узнав о том, что там началась эпидемия холеры, почтенный Умар радияллаху анху решил вернуться обратно.
Тогда Абу Убайда радияллаху анху спросил:
— Избегая предустановления Аллаха?
Хазрат[1] Умар радияллаху анху ответил ему на это:
— Жаль, что именно ты говоришь это! Да, мы бежим от предустановления Аллаха к предустановлению Аллаха! Если у тебя будут верблюды и пойдут в долину, разделенную на две части — плодородную и высохшую, ты будешь пасти их и в плодородной части, и в высохшей части только по предустановлению Аллаха. Не так ли?!
В этом вопросе для всех нас лучшим примером является Пророк саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижники. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с бедностью боролся трудом, с невежеством — знанием, с болезнью — лечением. Он всегда просил защиты от уныния, слабости и лени.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам призывал не допускать неверного толкования вопроса о предустановлении. В хадисе, который передал Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Перед Судным днем появится один народ. Его люди будут совершать грехи, а затем будут говорить, что это Аллах наделил их таким предустановлением (судьбой). Человек, который не согласится с ними, будет подобен обнажившему меч на пути Аллаха».
Если бы понятие о предустановлении осознавалось правильно и если бы следовали ему верно, мусульмане могли бы восстановить свою прежнюю славу и занять достойное место в мире.
[1] Хазрат — почтеннейший, блаженнейший, ваша светлость (почтительное обращение к ученым мужам, великим деятелям).
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.