Автор комментируемой нами книги приводит в этой главе 11 хадисов, однако это отнюдь не означает, что в Исламе есть только 11 достоинств. О достоинствах Ислама, его положений, требований и учения существует очень много хадисов. Изучаемые нами хадисы приведены здесь потому, что они относятся к теме «Книга об Исламе и иймане», а также имеют общий смысл и посвящены достоинствам иймана. Если же говорить в целом о достоинствах Ислама, то раскрытие такой темы окажется не под силу никакому языку и никакому перу в мире. Любое достоинство и все благое, что есть в этом мире, присутствуют в Исламе.
6 из указанных 11 хадисов описывают достоинства иймана и дают нам знание, что обладающий ийманом человек попадет в рай. Мы уделили этому особое внимание, так как этот вопрос и в древности, и сегодня является предметом многих заблуждений. Причиной этих заблуждений является не смысл этих хадисов (в них нет ничего подобного), а исключительно невежество и лень «толкователей».
В процессе изучения хадисов, приведенных в данной главе, мы узнали о том, что утверждение о якобы достаточности для попадания в рай произнесения слов свидетельства веры (калиматуш шахада) является неверным. Коротко резюмируем эту тему:
1. Хадисы о том, что человек попадает в рай, произнеся свидетельство о тавхиде, появились в то время, когда еще не были введены другие основы и положения Ислама, когда распространение религии проводилось на основе только одного из столпов Ислама.
2. В других хадисах приводятся, помимо к слов шахады, еще и другие условия попадания в рай, а именно, что в сердце человека должна присутствовать хотя бы частица веры и что при этом обязательно выполнение всех предписанных шариатом поклонений.
3. Во многих аятах Священного Куръана и благородных хадисах сказано о том, что грешные мусульмане получат наказания в аду.
4. Если бы было достаточно только произнесения свидетельства о тавхиде, то введение других основ и положений Ислама, большей части Священного Куръана, хадисов, поклонений, которые совершал сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, его сподвижники и все мусульмане, были бы совершенно ненужными. А такое предположение абсолютно невозможно.
5. Ийман, согласно шариату, состоит из произнесения слов, их подтверждения и соответствующих деяний. Поэтому если человек произносит шахаду на словах, но не подтверждает это своим сердцем, это не свидетельствует о наличии иймана. Если же человек произносит свидетельство тавхида (шахаду), подтверждает его сердцем, но не поступает согласно его требованиям, его ийман не является полным.
6. В обязательности произнесения слов свидетельства иймана: «Лаа илааха иллаллаху», и в обязательности соответствия дальнейших действий человека смыслу этого свидетельства заключен великий смысл, ибо это составные части иймана человека, так что без свидетельства нет веры, а без действий может быть лицемерие. Слова шахады — необходимое, но недостаточное условие попадания в рай.
7. Хадисы такого содержания имеют проповедническое назначение, то есть акцентируют внимание сначала на чем-то самом важном, на первом шаге, а затем уже преходят к последующим.
8. В тысячах аятах Куръана и хадисах сунны говорится о необходимости исполнения других положений и требований шариата, о том, что не исполняющий их человек становится грешником и попадет в ад. Если предположить, что данные хадисы означают то, о чем утверждают известные невежды, то есть что произнесения слов шахады достаточно для попадания в рай, то почему нужно игонорировать тысячи других хадисов и аятов и не рассматривать их в едином смысловом целом с указанными хадисами?! Разве не весь Куръан и не вся сунна обязательны для нас как источник повелений Всевышнего Аллаха?
9. Никто из наших великих предков на высказывал подобных отвратительных суждений.
10. Все наши великие предки, подобно Ибн Шихабу Зухри, утверждали, что указанные хадисы появились в начальный период Ислама, когда другие столпы и положения Ислама еще не были введены, и потому вне смысловой связи с ныне известными иными хадисами и аятами имеют ограничение по смыслу и по применению. Наши мухаддисы приводят подобные хадисы в разделах о достоинствах иймана, тавхиде, наличии высоких и низких степеней иймана, описании ада и т.д.
11. Необходимо разъяснение данной ситуации верующим. Считающие себя учеными должны бояться Всевышнего Аллаха и не вправе давать неверные фатвы всяким негодяям, делая грешниками и себя и других.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.