В другом предании: ≪Да благословит Аллах того, кто, услышав от нас хадис, выучил его и передал его. Так, иногда носитель фикха (передает) тому, кто более факих, чем он, а некоторые носители фикха не являются факихами≫.
Пояснение: Смысл этого хадиса передан и другими словами. Если в предыдущем предании сказано ≪Услышав от нас что-либо≫, то в этом предании говорится ≪Услышав от нас хадис≫, откуда ясно, что услышанным является хадис. Если в предыдущем предании сказано ≪Иногда доведенный более усваивающий, чем слышавший≫, то в этом предании говорится ≪Иногда носитель фикха (передает) тому, кто более факих, чем он≫. Значит, есть носители фикха - хадиса, и есть более знающие факихи - понимающие смысл хадисов глубже, досконально, со всеми их тонкостями. Человек, услышавший хадис, выучивший его наизусть, считается его носителем. А факихом считается тот, кто понимает его глубже и досконально. Человек, который выучил хадис наизусть, считается носителем знания, даже если он не понимает истинного смысла этого хадиса, не может вывести из него положений шариата, и факихи используют этот хадис, выученный им. Этому человеку воздастся по его заслугам. Ученый, который принял от него хадис, может быть факихом, обладающим обширными знаниями, выводящим из хадисов положения фикха. В истории хадисов такое явление встречается часто.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.