«И будет повелено записать четыре слова: его удел, час его смерти, его деяния и (будет ли он) несчастным или счастливым».
Кому будет повелено?
Будет повелено уполномоченному ангелу.
Кто станет повелевать?
Повелевает Всевышний Аллах.
Что будет повелено?
Записать.
Что значит «записать»?
Записать — значит фиксировать знание.
В одном хадисе сказано «Фиксируйте (укрепляйте) знание записыванием». Записывание означает подтвердить знание более ясным образом. Однако записать что-либо и зафиксировать знание не означает заставить кого-то другого совершить то, что записано.
В частности, если сохранить в тайне ту самую запись, то вообще не будет никакого воздействия. И не может быть.
В период пребывания человека в утробе своей матери сведения относительно его будущего фиксируются в знании Всевышнего Аллаха.
Так можно ли назвать записывание этого знания — его фиксирование — принуждением этого человека?
Безусловно, нет!
Ведь зафиксированные сведения известны только одному Аллаху!
Теперь рассмотрим все четыре слова, которые будут записаны, по отдельности:
1. Удел (ризк).
Ризк — удел всех живых существ мира — известен лишь Самому Аллаху.
Только Сам Аллах знает, кому, какой, когда и в каком количестве достанется удел. Никто другой, кроме Всевышнего Аллаха, не знает об этом.
Даже если весь мир объединится и попытается узнать об уделе одного живого существа на промежуток в один миг, то не сможет осуществить это.
В народе есть поговорка: «Что проглотил — твое, а что во рту — еще неизвестно». Это изречение подтверждает то, что удел для всех, кроме Аллаха, остается под сомнением — неизвестным. То есть человек не может знать, станет ли пища, разжевываемая им во рту, его уделом.
Но и эта поговорка — не совсем точное определение. Поскольку и по поводу проглоченного еще остается сомнение, ведь мы не можем сказать, станет ли проглоченная пища полноценным уделом. Если Аллаху не будет угодно, чтобы проглоченное стало уделом, то эта пища, превратившись в отраву, может привести к болезни или даже к смерти человека. Или же она может вызвать тошноту и проглоченное выйдет наружу в виде рвоты. Итак, может ли такая неизвестность — незнание человеком о своем уделе оказать воздействие на его жизнь? Нет, конечно!
Творцом всех живых существ, в том числе и творцом человека является Всевышний Аллах.
Все состояния человека, как до превращения его в нутфу, так и после его смерти, также знает только Всевышний Аллах.
Создателем всех уделов в мире, знающим их целостно и точно, а также устроителем их является Всевышний Аллах. Посему не удивительно, что и о том, какой удел — в каком виде, количестве и состоянии достанется каждому человеку, знает только Сам Аллах. И нетрудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать то, что известно Ему. Был бы Аллах Аллахом, не знай Он точно и полностью удел каждого живого существа?!
В этом знании Аллаха нет признака принуждения.
2. Смертный час (аджал).
Это тоже относится к категории вещей, о которых неизвестно никому, кроме Аллаха. Всевышний Аллах Своим всеобъемлющим знанием точно знает о смертном часе каждого живого существа, в том числе и каждого человека. Никому, кроме Аллаха, даже Его приближенным (мукарраб) ангелам, не известно о смертном часе какого-либо живого существа.
Даже если весь мир объединится и попытается узнать смертный час хотя бы одного крохотного насекомого, все равно не сможет узнать.
Тот, Кто сотворил всех живых существ, в том числе и людей, — это Аллах.
Тот, Кто даровал им жизнь — это Аллах.
Тот, Кто их умертвит — это Аллах.
Следовательно, неудивительно, что только Сам Всевышний Аллах знает о смертном часе каждого существа, в том числе и каждого человека.
И нетрудно Ему поручить одному из ангелов записать то, что Он знает.
Разве был бы Аллах Аллахом, не знай Он полностью и в точности смертный час каждого живого существа?!
И в этом знании Аллаха нет принуждения.
3. Деяние (амал).
Знание о деяниях также относится к тому, что присуще только Самому Всевышнему Аллаху.
Человек не знает не только о последующих действиях других, но и не знает точно о том, что совершит сам через некоторое время. Человек вознамеривается на что-то, стремится к нему. Однако осуществление этого дела или его неосуществление зависят от воли и желания Всевышнего Аллаха. Свершится то, чего пожелал Аллах, а чего не пожелал, не свершится.
Неудивительно, что по этой причине Всевышний Аллах полностью и точно знает о деяниях каждого человека, начиная с его рождения вплоть до самой его смерти.
Потому что человека сотворил Всевышний Аллах, и на том основании Он является Тем единственным, Кто полностью и точно знает обо всех возможностях и особенностях человека.
Точно так же и мир, в котором человек проживает свою жизнь, сотворил Аллах.
И Тот, Кто полностью и точно знает о тонкостях и мельчайших подробностях этого мира — это Аллах.
И Тот, Кто распоряжается как человеком, так и миром — это Аллах.
Следовательно, знание Аллаха о совершении какого-либо деяния человеком есть истина.
Был бы Аллах Аллахом, не знай Он этого?!
И нетрудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать эти человеческие деяния, о которых Он знает.
И это знание Аллаха, в свою очередь, также не является для человека принуждением совершать то или иное деяние.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.