Аллах не имеет нигде и ни в чем никакого подобия. И это ясно: Творец отличается от всего созданного Им самим. Поэтому, когда мы говорим, что Аллах услышит, имеется в виду и недоступный, неизвестный нам, нашим органам чувств и любым приборам способ принятия Им информации. Когда говорим, что Аллах видит, тоже разумеем не наше зрение. И по всем другим качествам Он отличен от всего сущего.
Точно так же и другие качества. Но некоторые совершили большую ошибку в этом вопросе, споря о качествах Аллаха. Некоторые народы верили, что Аллах состоит из нескольких духов, которые можно изображать. А другие верят, что Аллах помещен в некоторые живые создания на земле. Ислам, решив этот вопрос по истине, развеял все прежние сомнительные и ложные убеждения о существе Аллаха. Он – несравненный, не имеющий подобий. Поэтому мы должны сдерживать себя от уподобления Аллаха любым существам и предметам, от утверждений, будто Он как и мы, имеет тело, от придания Аллаху любых качеств созданий Его. Куръан описывает Аллаха следующими аятами:
«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры, и Он – Проницательный, Всесведущий!» («Анъам», 103).
Аллах создал глаза для того, чтобы увидеть этот мир. Они имеют только эту функцию. Но они не способны выполнять задачи, выходящие за границы их возможностей. Глаз может увидеть предметы до определенного расстояния. Дальше человек не может увидеть. Но это не значит, что невидимые предметы, которые не видны нашим глазам, не существуют.
Также глаз может увидеть предметы только определенного размера. Чтобы увидеть предметы размером, меньше чем этот, человек нуждается в увеличительных инструментах. Но и они позволяют увидеть частицы до определенного размера, а атомы, протоны и нейтроны увидеть с их помощью невозможно. Современная наука подтверждает существование таких мельчайших частиц, но никто их не увидел своими глазами. Так что не остается другой возможности, кроме как смотреть с сомнением на разум тех, кто заявляет: «Пока я своими глазами не увижу Аллаха, я не верю в Его существование». Как могут твои бессильные глаза, которые не смогут увидеть все сотворения Аллаха, увидеть самого Аллаха, бесподобного, абсолютно не похожего на те вещи, которые ты видел, знал и чувствовал? Человеку не дана способность увидеть Аллаха в этом мире. Это и не требуется от него.
«...и Он – Проницательный, Всесведущий» («Анъам», 103).
Он – Знающий каждую вещь до мельчайших тонкостей. Он – Всесведущий.
«Нет подобного Ему ничего» («Шуро», 11).
Аллах един в своей сущности, качествах и деяниях. Пречист Он от недостатка быть похожим в своей сущности, качествах и деяниях на кого-либо или что-либо. Уподобление сущности, качеств или деяний Аллаха сущности, качествам или деяниям какого-либо сотворенного является величайшим грехом. Аллаху нет равных ни в господстве, ни в божественности, ни в обладании прекрасными именами и совершенными качествами. Таково убеждение Ахли сунна вал джамаа.
«Знает то, что пред ними, и то, что за ними, а они не объемлют Его знанием» («То ха», 110).
Аллах знает и будущее, и прошлое Своих рабов. Нет того, чего Он не знает. Все знания принадлежат Аллаху. А люди не знают ничего. Особенно Самого Аллаха не объемлет никакое знание.
«Пречист Господь небес и земли, Господь Трона, от того, что описывают» («Зухруф», аят 82).
То есть, Аллах, создавший небеса и землю, управляющий ими, создавший трон и управляющий им, пречист от недостатков, которые сочиняют о Нем многобожники.
Хотя наш пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам велел размышлять о вещах, созданных Аллахом, он запрещал думать о существе Творца.
В деле очищения имени Владыки вселенной от всего наносного Ислам достиг самых замечательных результатов. И в этом тоже заложен глубокий смысл: верить, поклоняться по-настоящему можно только Непостижимому, Бесконечному, Идеальному.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садқк Мухаммад Юсуф.