Аллах – Источник жизни. Он Даритель ее всему живому. Посему только Он является несомненно обладателем совершенного, истинного понимания жизни. И никто более не смеет на это даже посягать. Глубокая, искренняя вера, конечно, приближает нас к ощущению идеала, заставляет человека стремиться к достойной, совершенной жизни. И это хорошо. Но не стоит даже посягать на большее, ибо сказано о людях и о Земле:
«Аллах, нет божества, кроме Него, Живого, Каййума. Не овладевает Им ни дремота, ни сон» («Бакара», аят 255).
«Аллах, нет божества, кроме Него».
Аллах един. В сущем мире лишь Аллах достоин поклонения. Рабы Божьи должны жить, неукоснительно выполняя веления Аллаха; лишь ему они должны быть рабами; лишь Аллаху должны они подчиняться; поклоняться, покоряться; одного Его бояться. Они должны жить по шариату Аллаха – по его законам и предписаниям.
«Живого, Каййума».
Он вечно Живой. Вечная жизнь Аллаха, только Ему свойственная вечность отличается от вечности жизни Его созданий. Жизнь Аллаха изначально вечна и пребудет вечной. У нее нет границ – ни начала, ни конца – она бесконечна. Жизнь Аллаха, ни с какой стороны не походит на жизнь Его рабов.
Смысл качества «Каййум» Аллаха определяется тем, что Аллах существует сам по Себе, а все, что существует– только благодаря Ему. Аллах Сам поддерживает жизнь и существование всех Своих созданий, Он – Дающий существование всему созданному, Который сотворил творения, управляет ими и поддерживает их жизнь, благодаря Которому существует все. Поэтому Аллах неповторим, неподражаем и постоянен. Это Его состояние таково, что
«Не овладевает Им ни дремота, ни сон».
То есть Он всегда бодр, и ни на мгновение не расслабляется.
Куръан краткой фразой полностью описывает качества всего живого во вселенной и Аллаха:
«Каждый, кто на ней (на земле) – преходящий. И остается лик твоего Господа – Обладателя величия и почести» («Рахман», аяты 26-27).
Эти два аята отражают великую жизненную истину – ни одно живое существо не остается на земле вечно. Человек бессилен перед этой истиной. Он беспомощен. Люди приходят и уходят по очереди. Поэтому нужно стремиться к поклонению Аллаху, не цепляясь к преходящему миру.
Именно об абсолютном совершенстве Аллаха и Его знания, об отличии Его качеств от людских качеств говорят многие положения Куръана. Так, Аллах не нуждается в пропитании:
«Скажи: «Разве возьму покровителем другого, кроме Аллаха – Непостижимого Творца небес и земли? И Он питает, но не питаем». Скажи: «Поистине, я повелен быть первым, кто покорился (стал мусульманином). И ни в коем случае не будь из многобожников!» («Анъам», 14).
Человек должен поклоняться только Аллаху, Который является его руководителем, правителем и покровителем.
«…Непостижимого Творца небес и земли».
Кого же можно считать Владыкой, кроме Аллаха – Творца всего на небесах и земле?
«И Он питает, но не питаем».
Если нужно поклоняться Тому, Кто дал возможность жить в этом мире – то только Самому Аллаху. Только Он Сам дает пропитание всем творениям в этом мире. Никто другой не может обеспечивать пропитанием другого, наоборот, они сами нуждаются в нем. А Аллах самостоятельно дает всем пропитание, в то же время совершенно не нуждаясь в этом…
«Поистине, я повелен быть первым, кто покорился (стал мусульманином)».
«Покорился» означает стал совершенным мусульманином. Аллах велит пророку открыто объявлять о решительном отказе многобожникам, требующим у него хоть малейшей уступки в сторону их верований, говоря о неприемлемости никакого другого пути, кроме Ислама.
«...и ни в коем случае не будь из многобожников».
Веление Аллаха таково – ни в коем случае даже не приближаться к многобожию.
Отсюда, в частности, неприятие Исламом порочного обряда массовых жертвоприношений, от которого он освободил многие народы, запретив уничтожение животных, бессмысленное разбазаривание своего имущества.
Имеет свой смысл и утверждение, что Аллах не нуждается в жене и детях. Этим Ислам, в частности, преградил путь тем недостойным лжецам, которые в свое время, выдавая себя за детей или близких Аллаха, путем обмана эксплуатировали других в своих интересах.
В суре «Анъам» также говорится:
«Первосоздатель небес и земли! Откуда будет у Него ребенок, ведь не было у Него супруги! И сотворил каждую вещь. И Он – о каждой вещи Знающий! Таков ваш Аллах, Господь ваш, нет божества, кроме Него. Творец каждой вещи. Поклоняйтесь же Ему! И Он над всякой вещью Покровитель!» (аяты 101-102).
Скрещивание существующих видов для вывода новых пород – это не первосоздание. Первосоздание – это создание, творение того, чего не было раньше, творение «из ничего, из небытия». Такова способность Аллаха создавать, творить, ибо Он –
«Первосоздатель небес и земли!».
Когда-то вообще не было ни небес, ни земли, ни чего-либо другого. Аллах создал все из небытия. А что создали «божества» многобожников из небытия? Ведь их самих недавно не было. Ведь они тоже созданы благодаря творению Аллаха!
«Откуда будет у Него ребенок, ведь не было у Него супруги!»
Когда речь идет об отцах и детях, об отце, сыне, дочери – о продолжении рода, все вспоминают общеизвестные правила: для появления на свет сыновей или дочерей недостаточно отца. Нужна еще и мать. Если спросить тех, кто говорит, что у Бога есть сын или дочь: «Есть ли у Бога жена?», они ответят «Нет». А как же могут быть у Него дети, если у него нет жены? Пусть попробуют ответить на этот простой и естественный вопрос. Не смогут ответить. Ответ дается в самом Куръане:
«И сотворил каждую вещь. И Он – о каждой вещи Знающий!»
Аллах Сам создал все, в том числе и Ийсу, Узайра и ангелов. Поэтому ни один из них не может быть Ему сыном или дочерью. Он ведает обо всем. Его знание – необъятное и истинное.
Аллах создал все. Поэтому Он Сам является Владыкой всего, Дарующим удел всем существам.
«Таков ваш Аллах – ваш Господь».
Аллах, обладая этими качествами, является Господом и для людей. «Робб» означает «воспитатель». Робб – Господь и Властелин, который сотворил все сущее, всесторонне заботится о своих творениях и правит вселенной. Человек, отрицающий все или даже хоть одно из этих качеств, считающий, что эти свойства могут принадлежать еще кому-либо или чему-либо, становится кафиром (неверным), принимая для себя Господом другого, кроме Аллаха.
Робб – Господь и Властелин, который сотворил все сущее, всесторонне заботится о своих творениях и правит вселенной. Это – одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха. В русском языке нет слова, которое бы отражало все оттенки этого эпитета, и самым близким к нему по значению является слово «Господь».
«Нет божества, кроме Него…».
Он Сам сотворил все, Сам является Владыкой и правит всем, Сам дает пропитание и Сам заботится обо всем, Сам указывает праведный путь. Будучи единственным Властелином, только Он Сам один достоин поклонения. Ему должны поклоняться, подчиняться, выполнять указания и запреты, должны стремиться заслужить Его согласия.
«Творец каждой вещи».
Если кто-то другой, кроме Аллаха, создал бы что-либо, это было бы известно всем. Перед нами бесконечное число созданий. Как они появились? Сами по себе? Тогда где доказательства этого? Есть ли в этом мире что-либо, которое появилось само по себе? Если кто и скажет, что «в мире есть вещи, появившиеся сами по себе», это только показывает поверхностность его ума.
Некоторые говорят, что мир существовал извечно. Это свойственно исключительно только Аллаху. Эти слова правильны только в этом смысле. Но всем известно, что все сущее в мире постепенно исчезает, заканчивается. Даже температура Солнца с каждым годом снижается. А то, что заканчивается, никогда не сможет быть само по себе вечным. Следовательно, единственное правильное суждение – это признание существования вечного Творца всего сущего в мире. Он – Создатель всех существ, каждого существа. Поэтому Он – Господь не только человека, но и всех миров.
«Поклоняйтесь же Ему!».
Поклоняйтесь только Ему, повинуйтесь и следуйте Его велениям.