Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Знаний-три. Другие, кроме них, дополнительные достоинства: ясный аят, действующая сунна и справедливый фаридат≫. Передали АбуДавуд и Ибн Маджа.
Пояснение: Мы знакомы с Абдуллахом ибн Амром радияллаху анху. В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам излагает основу шариатских знаний. ≪Знаний-три≫. Из последующих фраз нам станет ясно, что здесь слово ≪знание≫ означает шариатские знания, ибо в них говорится об аяте, сунне и фарде, следовательно, ясно, о чем идет речь.
1. ≪Ясный аят≫. Аят является определенной частью Благородного Куръана. Всем известно, что аятом называется часть Куръана, которая имеет известное начало и конец. В хадисе аят описывается как мухкам. Некоторые наши улемы поясняют его как ясный, открытый и не упраздненный аят. По-моему, это не может дать полноценного разъяснения. Все аяты Благородного Куръана названы ясными. К тому же, нет такого понятия, что можно не изучать аяты мансух (аяты, предписания которых упразднены). Напротив, все время утверждается, что для полного и ясного понимания смыслов Куръана должны быть изучены все его упраздненные и не упраздненные аяты. Значит, под словами ≪ясный аят≫ (≪мухкам аят≫) подразумевается полное изучение аятов Благородного Куръана. Значит, первой основой шариатского знания является изучение Благородного Куръана. Это, в свою очередь, является великим знанием и состоит из нескольких разделов. Давайте вкратце просмотрим их. Во-первых, нужно научиться чтению - тилавату Куръана. Для этого обязательно нужно научиться у учителя науки ≪таджвид≫, то есть человека, которыйсам прочитал книгу, посвященную знанию таджвид, не считается умеющим читать Куръан. Затем, согласно правилам таджвида, он должен научиться у учителя правильно произносить каждое слово, каждый аят. Ученик должен правильно прочитать учителю каждую букву, каждое слово и каждый аят, и затем взять разрешение читать Куръан. Только тогда будет изучен тилават Куръана.
Это является фардом для каждого мусульманина. Человек, вознамерившийся полностью овладеть знанием Куръана, должен хорошо знать арабский язык. Благородный Куръан является божественной книгой, вобравшей в себя высочайшие примеры словесного мастерства и красноречия арабского языка. Арабским языком можно овладеть посредством досконального изучения таких наук, как сарф, нахв, балагат и фасахат и др. А с этим может справиться далеко не каждый араб. Чтобы знать Благородный Куръан, нужно изучить комплекс знаний под названием ≪Науки Куръана≫. В этот комплекс, в числе других, входят несколько таких наук, как история Благородного Куръана, определение места ниспослания аятов (в Мекке или в Медине), принадлежность аятов к категориям мухкам (аяты, содержащие ясные и недвусмысленные предписания) или муташабих (аяты Куръана, значение которых неоднозначно), их общность или частность, упраздненность или не упраздненность (принадлежность по категориям насих или мансух), причины ниспослания, хронологический порядок ниспослания, как их комментировал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Человек, досконально овладевший этими науками, навыками пояснения смыслов аятов и выраженных в них целей, станет муфассиром (толкователем), осуществляющим тафсир. Это фардул-кифая, то есть не обязан быть муфассиром каждый мусульманин. Каждый мусульманин должен пытаться научиться соразмерно своим возможностям. Однако в каждом обществе, безусловно, должны быть муфассиры в том количестве, в каком нуждается это общество. В противном случае все члены этого общества станут грешниками. Согласно этому хадису, человек, овладевший упомянутыми науками, считается овладевшим третью исламских знаний. Человек, неполноценно выучивший две-три суры, не станет ≪почтенным кари≫. Человек, прочитавший смысловой перевод Благородного Куръана или знающий арабский язык и прочитавший тафсир Куръана на арабском, не превратится в муфассира.
2. ≪Действующая сунна≫. Второй основой шариатских знаний является ≪действующая сунна≫, то есть, сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Сущность сунны, его значение в нашем шариате и другие вопросы мы изучили во ≪Введении≫. Это знание, как и вышеупомянутые науки Куръана, состоит из нескольких своеобразных наук. Лица, выучившие эти науки от учителей и получившие их разрешение, считаются специалистами науки сунны. Лица, прочитавшие смысловой перевод почтенных хадисов или могущие переводить с арабского некоторые хадисы, не становятся мухаддисами. Каждый мусульманин должен постараться по мере своих возможностей быть осведомленным про сунну нашего Пророка. Наличие в каждом обществе, в каждом крае ученых, знатоков сунны в соответствии с необходимым спросом этого общества и края, является фардул-кифая. Иначе будут грешны все мусульмане того общества и того края за то, что проигнорировали фард.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.