Одна из граней всемогущества Творца – абсолютная осведомленность, Его знание безгранично. Он знает все и ничего не забывает. Не было и не будет такого, чтобы Он не знал.
Что было вчера, будет сегодня, завтра, все тайное и явное, обо всем, что имеется на земле, в небесах, в этом мире и на том свете – все и вся. Знает, ибо Сам создал все это. Весь этот мир, вселенная и все чудеса в них являются ярким доказательством того, что знание и мудрость Аллаха бесконечны.
В суре «Мулк» сказано:
«И утаивайте свои слова или высказывайте вслух их – поистине, Он – Всезнающий о том, что в грудях! Разве не знает Тот, Кто сотворил, ведь Он – Проницательный, Всесведущий?» (аяты 13-14).
Как передают толкователи Куръана о причине ниспослания этого аята, неверующие в своих разговорах против Пророка саллаллаху алайхи васаллам говорили: «Тише, Бог Мухаммада может услышать нас!». Этим аятом Куръан показывает их бестолковость. Чувство осознания того, что Аллах знает все тайны каждого человека, в том числе и душевные, придает сердцу богобоязненность. А это, как было отмечено выше, ведет к отстранению от любых грехов. Если человек при своих ограниченных возможностях изобретает какой-нибудь аппарат и знает о нем все: принцип работы, недостатки, преимущества, причины поломки и т.д., то как может Аллах не знать про своих рабов?
Куръан указывает, что Аллах знает не только все тайны человека, его мысли и действия, слова, Он охватывает Своим знанием всю вселенную от мельчайших частиц до гигантских планет. Он знает об их положении, слышит их речи, видит их деяния, управляет их делами.
«Аллах знает, что носит каждая самка; и сколь уменьшаются утробы и сколь прибавляются. И каждая вещь у Него по мере. Знающий сокровенное и явное, Великий, Превознесенный! Равны из вас тот, кто скрывает речь, и тот, кто высказывает ее, и тот, кто – скрывающийся ночью и обнаруживающийся днем» («Раъд», 8-10).
Аллах знает и про несуществующее, и про существующее. Он велик и больше всякого существа. Нет ничего большего и великого, чем Он. Аллах выше всего мира, всей вселенной. Нет ничего выше Него. Аллах одинаково видит и знает слова и деяния каждого.
Аллах также досконально знает все тайные секреты всего мира.
«И у Него ключи сокровенного; не знает их никто, кроме Него, и (Он) знает то, что на суше и на море; и не падает ни один лист без (Его) ведома, и нет зерна во мраках земли, и нет мокрого или сухого, чего не было бы в Книге ясной» («Анъам», 59).
Из этого аята становится ясно, что знание Аллаха безгранично, что это знание уникальное, бесподобное, имеющее единственную характеристику. Одно из главных качеств этого знания:
«И у Него ключи сокровенного; не знает их никто, кроме Него».
«Гайб» (в нашем переводе – «Сокровенное») – это явление, которое человек не сможет почувствовать органами чувств, осмыслить возможностями своего разума. Сколько бы человек ни гордился своими знаниями, он всегда знает меньше, чем не знает. Единственный способ познания сокровенного – это Божественный вахий. Все остальное – ничто иное, как предположения и домыслы. Гайб – это все то, что мы не в состоянии осознать и узнать, увидеть или услышать.
Вера в гайб (сокровенное) – это одно из основных сторон, отличающих человека от животных.
Мусульмане отличаются от других верой в гайб. Ибо, вероубеждения в основном состоят из веры в гайб – в то, что нельзя увидеть глазами и держать руками. Вера в Аллаха также является верой в гайб. Вера в ангелов, Божественные книги (Писания), пророков, в Судный день, в Рай и Ад, а также в то, что и хорошее, и плохое предначертано Аллахом, также является верой в гайб.
Эти бесчисленные тайны, которые окутывают и прикрывают от человека прошлое, сегодняшнее и будущее божественной завесой, являются гайбом.
Человек крайне бессилен в познании гайба. Он не знает, где и когда был сотворен первый человек – Адам. Единственное, что он может знать – это сведения из Куръана. Все остальное – предположения, домыслы, гипотезы и т.д. Естественно, для человека, не знающего свое прошлое, основная часть прошлого остается гайбом. А Аллах знает все. Человек не знает бесчисленные изменения, протекающие в данный момент в своем организме. Он может почувствовать большие изменения, но абсолютно не знает гораздо больше. Например, движение клеток в своем теле для человека является гайбом. Сколько явлений, происходящих сегодня во всей вселенной, может знать человек, который не знает в совершенстве свое тело? – Нисколько. Но Аллах знает обо всем.
Человек не знает, что случится с ним в будущем. Следовательно, если он не знает, что касается себя самого, то вообще не знает ничего, что касается всего остального. А Аллах знает все это. Материалисты заявляют, что говорят от имени науки, но забывают, что каждое научное открытие окружено многочисленными неизвестными тайнами. Поэтому вокруг всякого научного открытия возникает множество догадок и гипотез. Но Аллах знает истину всех догадок и предположений. В этом заключается смысл фразы: «У Него ключи к сокровенному». Этот ключ к знаниям не знают даже пророки.
«И знает то, что на суше и на море».
Аллах знает все, что касается любого места. Человек знает не все из этого. Разные новые явления на суше и море, часто появляющиеся сегодня, доказывают это.
«и не падает ни один лист без (Его) ведома».
Значит, Аллах знает каждое движение каждой мельчайшей частицы во всей вселенной. Падение одного листа – незначительная вещь в мировом масштабе. Но Аллах знает и это, он знает все до тончайших подробностей.
«…и нет зерна во мраках земли, и нет мокрого или сухого, чего не было бы в Книге ясной».
«Книге ясной» – это Лавхул Махфуз. Знание «зернышка во глубине земли» или «нет мокрого или сухого» означает, что для Аллаха нет ничего неведомого. Это определение свойственно только Самому Аллаху.
Как видно из этих и других аятов, теория Ислама, его учение об Аллахе не является философской схоластикой, метафизическими рассуждениями, какими-то абстракциями. Согласно некоторым другим религиям, Бог, сотворив мир, сам удалился в небеса и сейчас не интересуется делами Вселенной. Ислам же утверждает, что Аллах не только постоянно все видит и знает, но и оказывает свое влияние на сей мир.
Эта истина имеет самое непосредственное отношение ко всем сферам жизни и потому важна для нравственного воспитания людей, особенно подрастающего поколения. Преступник в момент совершения своих злодеяний уверен в своей безнаказанности. Допустим даже, что это так, хотя, пожалуй, нет преступления, которого при должном расследовании нельзя было бы раскрыть. Предположим, злодей, бесследно скрывшись, ушел от ответственности перед людскими законами. Однако на самом деле заслуженная кара неотвратима, ибо Аллах – свидетель всех наших деяний. Тот, кто не получил наказания за преступление от раба Божьего, обязательно получит его от самого Аллаха. Это надо знать всем и всегда помнить.
В итоге можно сказать, что молодежь, знающая, что Аллах все видит и слышит, не пойдет на преступление с ложной мыслью: «дескать, никто меня не видит и не слышит», а будет оберегать себя от этого.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садқк Мухаммад Юсуф.