≪Когда мы пришли к Абу Саъийду, он сказал: ≪Пожалуйте, завещания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам! Поистине, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Поистине, люди последуют за вами. И поистине, со всей округи земли будут приходить к вам, чтобы стать факихами в религии. Когда они придут к вам, отнеситесь к ним доброжелательно≫. Передали Тирмизи и Ибн Маджа.
Пояснение: Сначала познакомимся с Абу Харуном ал-Абди радияллаху анху. Настоящее имя этого табиъина - Имар ибн Джувайн, но он более известен своим куня - Абу Харун ал- Абди. От него хадисы передавали Абдуллах ибн Авн, Абдуллах ибн Шузаб ас-Саври, Хамадан и другие. Абу Харун ал-Абди умер в 234 году от хиджры. В хадисе речь идет об учителях, об учебных заведениях и об отношении населения краев, где расположены эти заведения, к ищущим знания. В поисках знаний Абу Харун ал-Абди часто навещал со своими друзьями Абу Саъийда ал-Худри.
При каждом посещении Абу Саъид оказывал им внимание и почет. Встречая их у порога, он говорил им: ≪Пожалуйте, завещания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!≫. Это означало ≪Добро пожаловать, о люди! Пророк саллаллаху алайхи васаллам завещал нам обращаться с вами хорошо≫ и вслед, вспоминая о том завещании, упоминал:
≪Поистине, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Поистине, люди последуют за вами. И поистине, со всей округи земли будут приходить к вам, чтобы стать факихами в религии. Когда они придут к вам, отнеситесь к ним доброжелательно ≫.
Мусульмане всегда следуют за теми, кто достаточно глубоко изучал учение Ислама и является факихом в религии. Они посещают их, чтобы получитьуроки знания и стать такими же факихами в религии, как они. Они приходят к обладателям знаний из разных стран. Именно тогда и необходимо обращаться с ними приветливо и дружелюбно. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Необходимо строго соблюдать завещания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
2. Восхваление Абу Саъийда радияллаху анху.
3. Мусульманская умма следует за сподвижниками и учеными, обретшими религиозное знание.
4. Чтобы стать факихом в религии, необходимо получать знания, посещая обладателей знаний.
5. Когда приходят ищущие знаний с целью становления факихом в религии, то обладатели знаний и лица, связанные с этим делом, должны относиться к ним доброжелательно. Если говорить о претворении в нашу жизнь смысла этого хадиса, хвала Аллаху, мусульмане всегда относились к ищущим знания, особенно к тем, кто собирается стать факихом. Учителя всегда встречали их с распростертыми объятиями и обучали знаниям. Состоятельные мусульмане обеспечивали их материально, а правители-мусульмане стремились создать все необходимые для них условия и предоставляли привилегии. Рядовые мусульмане так же в меру своих возможностей всячески содействовали им во всем. Настоящий мусульманин всегда жаждет и ищет знания, служит знаниям. Также и мы, претворяя в нашу жизнь этот хадис, должны благосклонно относиться ко всем ищущим знаний, должны всегда поддерживать их духовно и морально. Только тогда мы последуем завещанию Пророка саллаллаху алайхи васаллам. За эти наши деяния, иншааллах, мы преуспеем в загробном мире.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.