До Ислама арабы, да и все язычники, видели в идолах заступников, то есть тех, кто, выступая посредником между ними и высшими силами, приносит им во всем облегчение. Они верили, что заступничества можно добиться молитвами, мольбами святым, жертвоприношениями идолам и т.д. Куръан же объявляет о том, что могущество заступника присуще одному лишь Аллаху. В суре «Зумар» нам явлено следующее милосердие:
«Скажи: «Аллаху (принадлежит) заступничество полностью. Ему (принадлежит) власть небес и земли…» (аят 44).
Действительно, Аллах Сам создал этот мир, эту вселенную, и Он Сам всем этим правит, владычествует над ними. Куръан указывает, что никто не имеет права заступаться, исключением являются только те, кому Сам Аллах дает возможность заступиться.
В суре «Юнус» говорится:
«Нет заступника иначе, как после Его дозволения» (аят 3).
Как отмечается в Куръане, пророк, святые могут заступаться за тех, кому Аллах оказывает милость. Куръан разъясняет ошибочность убеждения многобожников, которые надеются на заступничество:
«И поклоняются вместо Аллаха тому, что не навредит им и не принесет им пользу, и говорят: «Те – наши заступники перед Аллахом» (Сура «Юнус», аят 18).
Это очень важные жизненные постулаты, они касаются не просто различия между языческими суевериями и высокой верой в Бога единого. Дело в том, что аяты Куръана о заступничестве сводят на нет надежды ленивых грешников, живущих только в ожидании чьей-то милости. Они обличают также тех лиц, которые, спекулируя своей набожностью, обманывают людей, обещая им свое заступничество.
Идеи Ислама, признание Аллаха во всем Единственным, по существу возвеличивают самого человека, укрепляют его волю, открывают дорогу для стойкого преодоления жизненных трудностей, тем самым, превращая его в достойную личность и здорового члена общества.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садқк Мухаммад Юсуф.