Передается от Абу Масъуда ал-Бадри радияллаху анху: ≪Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и попросил дать ему ездовое животное. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Иди к такому-то≫. Так, он пошел к тому и тот дал ему ездовое животное. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Кто укажет на добро, то ему - столько же, сколько воздаяние совершившего его≫. Передали четверо.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Масъуд ал-Бадри радияллаху анху. Сначала познакомимся с ним поближе. Его имя - Укба ибн Амр ал-Бадри (куня - Абу Масъуд). Прибыл из Медины, чтобы совершить байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, участвовал во втором байъате ≪Акаба≫, был одним из великих сподвижников, участвовавших в походах Бадр и Ухуд. Был одним из самых приближенных людей Али радияллаху анху. Направляясь на битву ≪Сиффин≫, Али радияллаху анху оставил его правителем Куфы. Всего Абу Масъуд радияллаху анху передал 102 хадиса. От него передавали Абдуллах ибн Язид, Абу Ваил, Алкама, Масрук и другие. Он умер в 40 году от хиджры. Автор рахматуллахи алайхи приводит этот хадис в главе о необходимости (ваджиб) доведения знаний и его преимуществах по той причине, что доведение знания до людей означает указать на хорошее.
Если человек будет обучать знанию других, значит он указал путь к добру. Какими бы деяниями не получали воздаяния ученики, ровно столько воздаяний получит и учитель. ≪Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и попросил дать ему ездовое животное≫. У самого Пророка саллаллаху алайхи васаллам ездового животного не оказалось, поэтому он направил гостя к другому, сказав, что возможно, тот даст ему верховое животное. Просивший пошел к этому человеку и получил животное. После этого Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Кто укажет на добро, то ему - столько же, сколько воздаяние совершившего его≫.
Здесь указывающим на добро является Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а сделавшим добро - тот человек, который дал животное. Обоим воздастся одинаково - и давшему, и указавшему на это. Возможно, у нас есть понятие о том, что указывать на хорошее дело - это хорошо. Однако нет в нем того духа, который присутствует в этом хадисе. Если бы было хоть немного того духа из данного хадиса, среди нас не было бы не указывающих на благодеяние. Как мы видим, Ислам - сторонник добра.
В главе о намерении было сказано, что тому, кто вознамерится на благое, будет записано воздаяние еще до того, как он совершит его. А здесь мы видим, что даже если и не сделает благого, даже если и не вознамерится на благое, ему будет воздано только за то, что он указал другому человеку на хорошее деяние, и ему воздастся столько же, сколько и сделавшему благо. Это в свою очередь требует, чтобы и мы с вами всегда были из числа призывающих к хорошему. Сколько воздастся тому, кто научит безбожного, безнравственного человека без веры произносить шахаду, укажет ему на ийман?! Ему воздастся столько, сколько воздастся человеку, уверовавшему и принявшему Ислам! Человек, который призвал к намазу того, кто был неверным и не совершал его, получит столько воздаяний, сколько получит тот за все совершенные им намазы до конца своей жизни.
Таким же образом можно говорить о призыве к другим видам поклонения и праведным деяниям. Следовательно, поиск знаний, учиться самому и обучать других является деянием, которое будет награждено чрезвычайно большими воздаяниями. Обретением знаний и обучением других можно достичь великих воздаяний, которых не достигнет никто другой. Имам Байхаки и Абу Яъла передают от Анаса ибн Малика радияллаху анху, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: ≪Сообщить вам о щедрейшем из щедрых? Щедрейшим из щедрых является Аллах. Я являюсь щедрейшим из рода человеческого. Вслед за мной щедрейшим из вас является тот, кто распространяет знание, изучив его. В Судный день он будет воскрешен в виде целой уммы. А также человек, со щедростью преподносивший свою жизнь во имя Аллаха≫.
В этом хадисе ученые превосходят в щедрости даже мучеников, не скупившихся отдать свою жизнь во имя Аллаха. Имам Ибн Маджа передает от Абу Зарра ал-Гифари хадис, где Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: ≪О Абу Зарр! Заучивание на рассвете одного аята из книги Аллаха для тебя лучше, чем совершение ста ракъатов добровольного намаза (нафл). Прочтение на рассвете одной главы соблюденного и не соблюденного знания для тебя лучше, чем совершение тысячи ракаатов добровольного намаза (нафл)≫. Может ли остаться человек, не интересующийся знаниями, после стольких призывов?
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.