«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Каждый рожденный рождается в чистой фитре (в непорочном естестве), а родители делают его иудеем, или христианином или огнепоклонником так же, как животное рождает животного целым. Разве вы замечали среди них (животных) с отрезанным ухом или носом?
Потом Абу Хурайра сказал:
— Если хотите, прочтите аят: “Обрати же свой лик к религии будучи ханифом. (Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха! Это — безупречная религия...”».
Передали четверо.
Пояснение: Этот хадис также передается от Абу Хурайры радияллаху анху. В хадисе говорится о том, что Всевышний Аллах создает людей с чистым естеством, но в последующем, в основном, под влиянием родителей эта чистота нарушается. «Фитра» означает чистое естество, способность правильно воспринимать религию, склонность к ней.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам извещает о том, что каждый рождающийся в мире ребенок появляется на свет с чистым естеством, со способностью принятия религии Аллаха. Следовательно, Аллах субханаху ва таъала изначально никого не принуждает быть иудеем, христианином или огнепоклонником. Существуют другие причины того, что люди становятся последователями разных религий:
«А родители делают его иудеем, или христианином или огнепоклонником».
Иначе говоря, родители, воспитывая ребенка в соответствии со своей религией, могут нарушить его чистое естество, и он может стать иудеем, христианином или язычником (огнепоклонником). Для того, чтобы смысл этих слов был более понятен, Пророк саллаллаху алайхи васаллам приводит сподвижникам жизненный пример.
«Так же, как животное рождает животного целым. Разве вы замечали среди них (животных) с отрезанным ухом или носом?»
Каждое дитя животного рождается от матери целым. Никто из них не рождается с отрезанным ухом или носом. Это уже потом их владельцы надрезают им уши или нос, чтобы пометить их. Точно так же и человек рождается от своей матери с чистым естеством. Он не рождается сразу носителем той или иной религии, а становится таким только в результате воспитания своими родителями.
Почтенный Абу Хурайра радияллаху анху имел привычку пересказывая этот хадис добавлять: «Если угодно, прочтите аят: “Обрати же свой лик к религии будучи ханифом. (Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха! Это — безупречная религия...”».
Тем самым, он говорит о том, что сказанное ему Пророком саллаллаху алайхи васаллам подтверждается священным Куръаном.
Аллах субханаху ва таъала говорит:
«Обрати же свой лик к религии будучи ханифом. (Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха! Это — безупречная религия, но большинство людей не знает!» (сура «Рум», аят 30).
Арабское слово «ханиф» переводится как верный истВ арабском языке слово «ханиф» используется в значении обращения от зла к добру, от ложного к истине. Поэтому первое предложение в аяте означает «отвернись от всего злого и обратись к истинной религии». То есть оставь все остальные религии, вероубеждения и системы, и обратись к Исламу с ихласом, со всей искренностью. Многобожники, неверные и другие, следуя своим порочным страстям, станут одабривать свой выбор, так что оставь их всех без внимания и обратись к истинной религии.
«(Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей».
То есть свойство обращатся к Исламу, а не ко всяким различным религиям, является врожденным, природным естеством людей. Аллах создал их с таким врожденным свойством.
Аллах вложил в изначальную природу людей Ислам, веру в Единого Аллаха. А придание сотоварищей Аллаху противоречит истинной природе человека и возникает в результате отсутствия знания и следования своим порочным страстям, своему хаваун нафсу.
Имам Бухари и имам Муслим передали хадис, в котором Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждый ребенок рождается в своем подлинном естестве. Его родители же делают его иудеем, христианином или огнепоклонником».
Ислам возвращает людей, отдалившихся от своей подлинной природы, к их врожденному естеству.
«Нет изменения творению Аллаха».
Изменение истинной сущности — бесполезное и вредное занятие.
«Это — безупречная религия».
Верность Аллаху субханаху ва таъала и чистота побуждений — самая правильная религия, которая нашла свое полное завершение в Исламе. Человек, исповедующий другую религию, не идет по верному пути.
«…но большинство людей не знает!».
Именно поэтому они без знания, следуя своим порочным страстям, принимают различные другие религии.
Хотя обращение в этом аяте и направлено к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васалла, оно относится ко всем верующим мусульманам.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Каждый рождающийся ребенок появляется на свет с чистым естеством.
2. Воспитание родителей является основой вероисповедания ребенка.
3. Аллах никого из Своих рабов не принуждает в религии.
4. Для разъяснения духовных понятий полезно использование наглядных примеров.
5. Важность приведения аятов Куръана для подтверждения смысла хадисов.
В этом хадисе заключен величайший смысл. Из него мы узнаем, что неправильно оправдывать свои проступки воздействием обстоятельств. Аллах субханаху ва таъала всех людей создал с чистым естеством, Он не создает кого-то праведным, а кого-то испорченным. Человек сам должен сохранить в себе чистоту духа, ибо он сам ответственен в его загрязнении.
На формирование религиозности ребенка большое влияние оказывают родители и даваемое ими воспитание. Из благ, которыми Всевышний Аллах наделил родителей, самым ценным является ребенок. Ценить такое благо — это значит воспитывать ребенка преданным последователем религии с наделенным Всевышним Аллахом чистым естеством. Это почетная обязанность родителей. Все родители-мусульмане должны полностью осознавать эту ответственность и уделять больше внимание воспитанию, о котором говорится в этом хадисе.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.