37. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда предустановил Аллах азза ва джалла творение, Он написал в Книге, что у Него над Аршем (Троном): “Поистине, Моя милость опережает (преобладает) Мой гнев”».
Передали оба шейха и Тирмизи.
Пояснение: Автор включил этот хадис в главу о предустановлении потому, что Всевышний Аллах, определяя участь всех существ еще до их сотворения, предустановил, что Его милость будет опережать Его гнев. В этом хадисе затрагивается еще одна сторона рассматриваемой проблемы. Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Когда предустановил Аллах азза ва джалла творение» означают: изначально зная будущее всех и вся. До акта сотворения живых существ Всевышний Аллах знал, что с ними будет в будущем, ибо знания Его безграничны. Только Ему известно тайное, и только Ему известно всё, что произойдет в этом мире вплоть до Судного дня.
«Книге, что у Него над Троном (Арш)» означает — в Книге «Лавхул Махфуз», то есть в Хранимой Книге. Таким образом, в этой Книге написана участь всех творений, и вера в это также является одним из необходимых требований вероучения Ислама.
Слово «арш», согласно словарю, означает трон, на котором восседает правитель. Улемы науки вероучения на основе описаний в аятах и хадисах утверждают, что Арш — это Трон, имеющий основания, которые удерживают ангелы. Он подобен куполу, возвышающемуся над миром. Он является своеобразным потолком всех творений. Всевышний Аллах не нуждается в Троне, а цель его создания известна только Ему Самому.
В выражении «в Книге, что у Него над Аршем» не подразумевается физическое значение. Поскольку в буквальном смысле на «троне» не может быть никаких предметов. Под этим подразумевается высшая значимость того, что находится при Аллахе субханаху ва таъала (в Его ведении). Слово «написал», сообразно величию Всевышнего Аллаха означает, что Всевышний Аллах повелел калāму (письменной трости) написать.
Таким образом, в этом хадисе упоминается несколько вещей, называемых в акийде общим понятием гайб (сокровенное, тайное). В хадисе с напоминанием о таких сокровенных вещах, в которые должен верить правоверный, как Арш Всевышнего Аллаха и Лавхул Махфуз, подчеркивается, что милость Аллаха опережает Его гнев. А это необходимо для того, чтобы мы всегда надеялись на милость, милосердие Аллаха.
Всевышний Аллах сказал в Священном Куръане: «Милость Моя объемлила каждую вещь».
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Аллах предустановил судьбу Своих созданий до того, как создал их.
2. Все бытие сущего записано в Лавхул Махфузе (Хранимой Книге).
3. Лавхул Махфуз существует.
4. Лавхул Махфуз находится в ведении Всевышнего Аллаха.
5. Трон (Арш) существует.
6. Милость Всевышнего Аллаха преобладает над Его гневом.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.