Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда имам произносит (слово) “Аминь”, произнесите и вы “Аминь”. Ибо тому, чей “Аминь” совпадет с произнесением “Аминь” ангелами, будут прощены все грехи».
Передали пятеро.
Пояснение: Следовательно, когда имам, прочитав суру «Фатиха», произносит «Аминь», община повторяет за ним. Тому, чье слово «Аминь» совпадет с произнесением его ангелами, прощаются все предыдущие грехи.
«Аминь» — это молитва, означающая «прими» и его произнесение после прочтения суры «Фатиха» является мустахабом.
وَفِي رِوَايَةٍ: إِذَا قَالَ الْإِمَامُ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ، فَقُولُوا آمِينَ، فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ. وَلِلْبُخَارِيِّ وَالنَّسَائِيِّ: إِذَا قَالَ أَحَدُكُمْ آمِينَ وَقَالَتِ الْمَلَائِكَةُ فِي السَّمَاءِ آمِينَ فَوَافَقَتْ إِحْدَاهُمَا الْأُخْرَى غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ.
В другой передаче хадиса сказано:
«Когда имам скажет “…гойрил магдуби алайхим валаддооллиин”, произнесите “Аминь”. Потому что тому, чье слово совпадет со словом ангелов, будут прощены все прошлые грехи».
А в передаче Бухари и Насаи сказано:
«Если кто-то из вас произнесет “Аминь” и в это время ангелы на небесах тоже произнесут “Аминь”, и они совпадут друг с другом, то все его прошлые грехи будут прощены».
Пояснение: Оба ривайата (передачи) этого хадиса подтверждают первый хадис. Различие имеется лишь в некоторых фразах.
وَعَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ إِذَا تَلَا غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ قَالَ آمِينَ، حَتَّى يَسْمَعَ مَنْ يَلِيهِ مِنَ الصَّفِّ الْأَوَّلِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَالْحَاكِمُ وَصَحَّحَهُ.
Передается от него же:
«Прочитав “…гойрил магдуби алайхим валаддооллиин”, Пророк саллаллаху алайхи васаллам произносил “Аминь”. Это слышали люди, стоявшие за ним в первом ряду».
Передали Абу Давуд, Тирмизи и Хāким. Хāким назвал хадис «сахихом».
Пояснение: В этом хадисе говорится о том, что сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил «Аминь» и делал это так, что было слышно сподвижникам, стоявшим близко к нему в первом ряду.
С тем, что после чтения суры «Фатиха» вслух, произносится слово «Аминь», единодушно согласны все. Однако улемы совершали иджтихад по поводу того, как оно произносится: вслух или про себя.
В шафиъитском и ханбалитском мазхабах говорится, что в намазах, в которых кираат совершается про себя, «Аминь» также произносится про себя (не вслух). А в намазах, в которых кираат совершается вслух, «Аминь» тоже произносится вслух.
Их аргументами являются эти изученные нами хадисы. Однако, как мы узнали, в одном из них говорится, что произнесение Пророком саллаллаху алайхи васаллам «Аминь» слышала только часть людей, стоявших в первом ряду. Остальные же хадисы могут быть истолкованы как в пользу произнесения вслух, так и в пользу про себя.
Для подтверждения своего мнения они также приводят и другие хадисы в качестве аргументов. Если в одном из них говорится: «Он повысил голос (произнося “Аминь”), то в другом сказано: «произнес его (“Аминь”) так, что это мог слышать стоявший в первом ряду», а в третьем — «мечеть сотрясло».
Оппоненты же, подробно описывают слабые стороны хадисов, которые шафиъиты и ханбалиты приводят в качестве своих аргументов. Затем они представляют свои аргументы.
В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Алкамы ибн Вāила, а тот — от своего отца, сказано:
«И он (алайхиссалам) произнес ее (молитву «Аминь»), снизив свой голос».
Это означает, что прочитав суру «Фатиха» громко, он снизил свой голос, когда произносил «Аминь». То же самое означают и слова: «произнес “Аминь” так, что это слышали стоявшие впервом ряду».
В хадисе, переданном имамом Дора Кутни от Вāила ибн Худжра радияллаху анху, говорится:
«Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Я слышал, как, произнеся «гойрил магдуби алайхим валаддооллиин», он, понизив голос, произнес “Аминь”».
В хадисе, переданном Ибн Абу Шайбой от Ибрахима ан-Нахаъи, Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху говорит:
«Четыре вещи имам произносит про себя: “Аъузу биллахи”, “Бисмиллах”, “лиман хамидах” и “Аминь”».
Существуют и другие хадисы аналогичного содержания.
В ривайате, переданном имамом Табарани от Абу Вāила, говорится:
«Умар и Али радияллаху анхума не произносили вслух ни “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, ни “Аминь”».
Для подкрепления своих выводов ханафиты приводят и логические аргументы. Они говорят: «Как и то, что мы все единодушны во мнении о том, что “Аминь” нужно произносить, мы единогласно принимаем и то, что “Аминь” — это молитва. Мы склонились к тому, чтобы произносить молитву про себя. Потому что и вы, и мы согласны с тем, что произнесение молитвы про себя лучше, чем ее произнесение вслух. Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал: «Молитесь (взывайте) вашему Господу [умоляя] смиренно и тайно»[1].
Наши имамы и ученые прошлого обсуждали этот вопрос чисто в научном плане. Каждый из них выражал свое мнение в рамках своих знаний. Они не ругались друг с другом, а наоборот, проявляли взаимоуважение.
Посещая могилу имама Абу Ханифы, имам Шафиъи совершил намаз по правилам мазхаба Ханафийа.
В то же время, все согласны с одним положением — произнесение «Аминь» является мустахабом. Это и не сунна, и не ваджиб, и не фард.
А раз так, то почему же сейчас некоторые люди учиняют разногласия и споры по этому вопросу, относящемуся к категории мустахаб-деяний? Неужели нельзя, чтобы каждый следовал предписаниям своего мазхаба, проявляя при этом уважение к другим мазхабам? К сожалению, недостаточное знание нами положений нашей религии из покон веков вредит нам самим.
Именно поэтому улемы древности были вынуждены включить подобные вопросы в категорию вопросов акийды (вероучения).
Давайте посмотрим о чем говорит родившийся в 234 году хиджры имам Тахави в своей книге «Акийдатут Тахавийа» и как это комментирует умерший в 729 году хиджры имам Абул Изз.
Текст: «Мы признаем джамаъат истинным и правильным, а раскол — заблуждением и мучением».
Пояснение: Это означает: «Мы признаем истинным и правильным следование джамаъату сподвижников, табиъинов и джамаъатам, веками неукоснительно придерживавшимся Куръана и Сунны. Тогда как раскольничество и действия вопреки общине мы считаем отклонением от прямого пути и причиной для мучений».
Знайте, что разногласия бывают двух видов:
Разногласия по поводу разновидности чего-либо, это когда каждое из противоречащих утверждений или действий является верным и присутствует в шариате. Примеры этому:
Когда два сподвижника пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам со спором по поводу кираата Куръана, он сказал: «Кираат обоих из вас правильный».
Передал Бухари.
Аналогично этому приемлемыми вариантами шариатских положений считаются вопросы относительно: форм азана и икамы, времени исполнения
садждатус сахв, ташаххуда, солатул хавфа, такбиров праздничных и джаназа намазов.
Враждовать по поводу этих вопросов является харамом. Мы часто становимся свидетелями того, что среди уммы именно из-за таких разногласий возникает враждебная злоба, перерастающая в ссоры и тяжбы. К примеру, такое происходит из-за разногласий по поводу четного или нечетного количества произнесения фраз в икаме, произнесения «Аминь» вслух или про себя. А это считается харамным деянием.
В данную категорию разногласий также входят разные формы доводов, выговаривание некоторых названий и тому подобное. Из злости и гнева восхвалается одно высказывание или деяние и несправедливо очерняется другое. В результате, между двумя сторонами усиливается вражда, перерастающая в ссору и тяжбы» (Цитата закончена).
Как видно, ученые прошлого призывали членов исламской уммы избегать разногласий. Этот призыв существует и сегодня. Если каждый станет поступать исходя из результатов исследований улемов своего мазхаба и вместо того, чтобы ругать или критиковать других, будет уважать другие мазхабы, то не будет никаких противоречий и конфликтов.
Ссоры и тяжбы обычно возникают по поводу вопросов, относящихся к категории мустахаб-деяний. Тогда как, известно, мустахаб-деяния можно и исполнять, и не исполнять. Поэтому всякий мало-мальски разумный человек должен остерегаться того, чтобы из-за деяния мустахаб совершать харамное и тяжкогреховное деяние, разжигая огонь разногласия среди мусульман.
Вопрос о произнесении в намазе вслух или про себя слова «Аминь» после суры «Фатиха» является разногласием по поводу мустахаб-деяния. Победивший в этом споре ничего не выиграет. Точно так же, как не проиграет и непобедивший. Однако совершенно ясно и очевидно, что проиграет та сторона, которая стала зачинщиком разногласия и ссоры.
Совершенно ясно и то, что если бы обе стороны вместо этого учили намазу тех, кто его не совершает, выиграли бы все три стороны.
Мусульманин — это сообразительный, проницательный человек. Он умеет правильно различать полезное и вредное для своей религии и уммы.
[1] Сура “Аъраф», аят 55.