1445 год 17 Шаввал | 2024 год 26 апрель, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Произнесение фразы «аминь» после суры «фатиха»

08:18 / 20.02.2019 4043 Режим чтения + -

 

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Когда имам произносит (слово) “Аминь”, произнесите и вы “Аминь”. Ибо тому, чей “Аминь” совпадет с произнесением “Аминь” ангелами, будут прощены все грехи».

Передали пятеро.

Пояснение: Следовательно, когда имам, прочитав суру «Фатиха», произносит «Аминь», община повторяет за ним. Тому, чье слово «Аминь» совпадет с произнесением его ангелами, прощаются все предыдущие грехи.

«Аминь» — это молитва, означающая «прими» и его произнесение после прочтения суры «Фатиха» является мустахабом.

وَفِي رِوَايَةٍ: إِذَا قَالَ الْإِمَامُ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ، فَقُولُوا آمِينَ، فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ. وَلِلْبُخَارِيِّ وَالنَّسَائِيِّ: إِذَا قَالَ أَحَدُكُمْ آمِينَ وَقَالَتِ الْمَلَائِكَةُ فِي السَّمَاءِ آمِينَ فَوَافَقَتْ إِحْدَاهُمَا الْأُخْرَى غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ.

В другой передаче хадиса сказано:

«Когда имам скажет “…гойрил магдуби алайхим валаддооллиин”, произнесите “Аминь”. Потому что тому, чье слово совпадет со словом ангелов, будут прощены все прошлые грехи».

А в передаче Бухари и Насаи сказано:

«Если кто-то из вас произнесет “Аминь” и в это время ангелы на небесах тоже произнесут “Аминь”, и они совпадут друг с другом, то все его прошлые грехи будут прощены».

Пояснение: Оба ривайата (передачи) этого хадиса подтверждают первый хадис. Различие имеется лишь в некоторых фразах.

وَعَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ إِذَا تَلَا غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ قَالَ آمِينَ، حَتَّى يَسْمَعَ مَنْ يَلِيهِ مِنَ الصَّفِّ الْأَوَّلِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَالْحَاكِمُ وَصَحَّحَهُ.

 Передается от него же:

«Прочитав “…гойрил магдуби алайхим валаддооллиин”, Пророк саллаллаху алайхи васаллам произносил “Аминь”. Это слышали люди, стоявшие за ним в первом ряду».

Передали Абу Давуд, Тирмизи и Хāким. Хāким назвал хадис «сахихом».

Пояснение: В этом хадисе говорится о том, что сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил «Аминь» и делал это так, что было слышно сподвижникам, стоявшим близко к нему в первом ряду.

С тем, что после чтения суры «Фатиха» вслух, произносится слово «Аминь», единодушно согласны все. Однако улемы совершали иджтихад по поводу того, как оно произносится: вслух или про себя.

В шафиъитском и ханбалитском мазхабах говорится, что в намазах, в которых кираат совершается про себя, «Аминь» также произносится про себя (не вслух). А в намазах, в которых кираат совершается вслух, «Аминь» тоже произносится вслух.

Их аргументами являются эти изученные нами хадисы. Однако, как мы узнали, в одном из них говорится, что произнесение Пророком саллаллаху алайхи васаллам «Аминь» слышала только часть людей, стоявших в первом ряду. Остальные же хадисы могут быть истолкованы как в пользу произнесения вслух, так и в пользу про себя.

Для подтверждения своего мнения они также приводят и другие хадисы в качестве аргументов. Если в одном из них говорится: «Он повысил голос (произнося Аминь”), то в другом сказано: «произнес его (Аминь”) так, что это мог слышать стоявший в первом ряду», а в третьем — «мечеть сотрясло».

Оппоненты же, подробно описывают слабые стороны хадисов, которые шафиъиты и ханбалиты приводят в качестве своих аргументов. Затем они представляют свои аргументы.

В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Алкамы ибн Вāила, а тот — от своего отца, сказано:

«И он (алайхиссалам) произнес ее (молитву «Аминь»), снизив свой голос».

Это означает, что прочитав суру «Фатиха» громко, он снизил свой голос, когда произносил «Аминь». То же самое означают и слова: «произнес “Аминь” так, что это слышали стоявшие впервом ряду».

В хадисе, переданном имамом Дора Кутни от Вāила ибн Худжра радияллаху анху, говорится:

«Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Я слышал, как, произнеся «гойрил магдуби алайхим валаддооллиин», он, понизив голос, произнес Аминь”».

В хадисе, переданном Ибн Абу Шайбой от Ибрахима ан-Нахаъи, Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху говорит:

«Четыре вещи имам произносит про себя: “Аъузу биллахи”, “Бисмиллах”, “лиман хамидах” и “Аминь”».

Существуют и другие хадисы аналогичного содержания.

В ривайате, переданном имамом Табарани от Абу Вāила, говорится:

«Умар и Али радияллаху анхума не произносили вслух ни “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, ни Аминь”».

Для подкрепления своих выводов ханафиты приводят и логические аргументы. Они говорят: «Как и то, что мы все единодушны во мнении о том, что “Аминь” нужно произносить, мы единогласно принимаем и то, что “Аминь” — это молитва. Мы склонились к тому, чтобы произносить молитву про себя. Потому что и вы, и мы согласны с тем, что произнесение молитвы про себя лучше, чем ее произнесение вслух. Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал: «Молитесь (взывайте) вашему Господу [умоляя] смиренно и тайно»[1].

Наши имамы и ученые прошлого обсуждали этот вопрос чисто в научном плане. Каждый из них выражал свое мнение в рамках своих знаний. Они не ругались друг с другом, а наоборот, проявляли взаимоуважение.

Посещая могилу имама Абу Ханифы, имам Шафиъи совершил намаз по правилам мазхаба Ханафийа.

В то же время, все согласны с одним положением — произнесение «Аминь» является мустахабом. Это и не сунна, и не ваджиб, и не фард.

А раз так, то почему же сейчас некоторые люди учиняют разногласия и споры по этому вопросу, относящемуся к категории мустахаб-деяний? Неужели нельзя, чтобы каждый  следовал предписаниям своего мазхаба, проявляя при этом уважение к другим мазхабам? К сожалению, недостаточное знание нами положений нашей религии из покон веков вредит нам самим.

Именно поэтому улемы древности были вынуждены включить подобные вопросы в категорию вопросов акийды (вероучения).

Давайте посмотрим о чем говорит родившийся в 234 году хиджры имам Тахави в своей книге «Акийдатут Тахавийа» и как это комментирует умерший в 729 году хиджры имам Абул Изз.

Текст: «Мы признаем джамаъат истинным и правильным, а раскол — заблуждением и мучением».

Пояснение: Это означает: «Мы признаем истинным и правильным следование джамаъату сподвижников, табиъинов и джамаъатам, веками неукоснительно придерживавшимся Куръана и Сунны. Тогда как раскольничество и действия вопреки общине мы считаем отклонением от прямого пути и причиной для мучений».

Знайте, что разногласия бывают двух видов:

  1. Разногласия по поводу разновидности чего-либо.
  2. Разногласия вопреки чему-либо.

Разногласия по поводу разновидности чего-либо, это когда каждое из противоречащих утверждений или действий является верным и присутствует в шариате. Примеры этому:

Когда два сподвижника пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам со спором по поводу кираата Куръана, он сказал: «Кираат обоих из вас правильный».

Передал Бухари.

Аналогично этому приемлемыми вариантами шариатских положений считаются вопросы относительно: форм азана и икамы, времени исполнения

садждатус сахв, ташаххуда, солатул хавфа, такбиров праздничных и джаназа  намазов.

Враждовать по поводу этих вопросов является харамом. Мы часто становимся свидетелями того, что среди уммы именно из-за таких разногласий возникает враждебная злоба, перерастающая в ссоры и тяжбы. К примеру, такое происходит из-за разногласий по поводу четного или нечетного количества произнесения фраз в икаме, произнесения «Аминь» вслух или про себя. А это считается харамным деянием.

В данную категорию разногласий также входят разные формы доводов, выговаривание некоторых названий и тому подобное. Из злости и гнева восхвалается одно высказывание или деяние и несправедливо очерняется другое. В результате, между двумя сторонами усиливается вражда, перерастающая в ссору и тяжбы» (Цитата закончена).

Как видно, ученые прошлого призывали членов исламской уммы избегать разногласий. Этот призыв существует и сегодня. Если каждый станет поступать исходя из результатов исследований улемов своего мазхаба и вместо того, чтобы ругать или критиковать других, будет уважать другие мазхабы, то не будет никаких противоречий и конфликтов.

Ссоры и тяжбы обычно возникают по поводу вопросов, относящихся к категории мустахаб-деяний. Тогда как, известно, мустахаб-деяния можно и исполнять, и не исполнять. Поэтому всякий мало-мальски разумный человек должен остерегаться того, чтобы из-за деяния мустахаб совершать харамное и тяжкогреховное деяние, разжигая огонь разногласия среди мусульман.

Вопрос о произнесении в намазе вслух или про себя слова «Аминь» после суры «Фатиха» является разногласием по поводу мустахаб-деяния. Победивший в этом споре ничего не выиграет. Точно так же, как не проиграет и непобедивший. Однако совершенно ясно и очевидно, что проиграет та сторона, которая стала зачинщиком разногласия и ссоры.

Совершенно ясно и то, что если бы обе стороны вместо этого учили намазу тех, кто его не совершает, выиграли бы все три стороны.

Мусульманин — это сообразительный, проницательный человек. Он умеет правильно различать полезное и вредное для своей религии и уммы.

 [1] Сура “Аъраф», аят 55.


Автор
islam.uz
Статьи по теме
hellipВ заключение, после рассмотрения хадисов, приведенных в главе .О достоинствах перенесения болезни и проявлении терпения во время болезни,, нам следует отметить читать полностью

2720 09:30 / 11.06.2020
Неправда же ndash худшее из зол, корень всех подлостей. Она подтачивает общество, разваливает все дела, развращает и того, от кого исходит. Завоевать доверие близких и читать полностью

3372 16:00 / 03.01.2020
46. Убада ибн Сомит радияллаху анху сказал своему сыну.О сын мой Поистине, никогда не познаешь вкус истинного иймана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло читать полностью

2936 16:00 / 22.05.2020
.И будет повелено записать четыре слова его удел, час его смерти, его деяния и будет ли он несчастным или счастливым,.Кому будет повеленоБудет повелено читать полностью

2096 16:00 / 14.05.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью