Здесь речь идет о произнесении «Аъузу биллахи минаш шайтонир роджим» в начале намазе, после намерения и поднятия рук до уровня ушей.
Произнесение в начале намаза слов «Аъузу биллахи минаш шайтонир роджим» введено для того, чтобы защититься от наущения (васвасы) шайтана. Помимо этого, каждый, кто совершает тилават Куръана, должен сначала прочесть эту молитву. Потому что Всевышний Аллах сказал:
«И когда читаешь Куръан (читаемое), проси же защиты у Аллаха от [зла] изгнанного шайтана» («Нахл», аят 98).
То есть сначала произноси «Аъузу биллахи минаш шайтонир роджим», а потом начинай кираат Куръана.
Произнесение «Аъузу биллахи» очищает язык для тилавата ― чтения Священного Куръана. Готовит человека к чтению Книги Аллаха ― Священного Куръана. Предохраняет от наущений шайтана. Оборачивает всю сущность и сознание произносящего к Аллаху.
Из этого священного аята улемы вынесли решение о том, что для каждого человека, который собирается начать читать Куръан, ваджибом является произнесение «Аъузу биллахи». Ибо повелевает это Аллах. А исполнение повеления Аллаха является ваджибом для каждого правоверного. Тот, кто не выполняет это требование, становится грешником.
465- عَنْ أَبِي سَعِيدٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللهِ ﷺ إِذَا قَامَ إِلَى الصَّلَاةِ بِاللَّيْلِ كَبَّرَ ثُمَّ يَقُولُ: سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ، وَتَعَالَى جَدُّكَ، وَلَا إِلَهَ غَيْرُكَ، ثُمَّ يَقُولُ: اللهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا، ثُمَّ يَقُولُ: أَعُوذُ بِاللهِ السَّمِيعِ الْعَلِيمِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ مِنْ هَمْزِهِ وَنَفْثِهِ وَنَفْخِهِ. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.
«Каждый раз, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вставал ночью для совершения намаза, он произносил такбир, а потом говорил:
“Субханакаллохумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха ғойрук”.
А потом: “Аллаху Акбар Кабийро”, а затем: “Аъузу биллахис самиъил алийми минаш шайтонир роджийми мин хамзихи ва нафсихи ва нафхих”».
Передали составители сборников «сунан».
Пояснение: Имам Тирмизи назвал этот хадис самым известным хадисом по данной главе.
Мазхабы Ханафийа и Ханбалийа ввели в практику произнесение этой молитвы наряду с санā. Эта молитва имеет следующее значение:
«О Господь мой! Я поминаю Тебя пречистым и Тебе возношу восхваления! Благославенно имя Твое! Величественна слава Твоя! Нет никакого божества, кроме Тебя!».
Потом он произносил:
«Аъузу биллахис самиъил алийми минаш шайтонир роджийми мин хамзихи ва нафсихи ва нафхих», и начинал кираат.
466- وَأَتَى عُثْمَانُ بْنُ أَبِي الْعَاصِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ النَّبِيَّ ﷺ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّ الشَّيْطَانَ قَدْ حَالَ بَيْنِي وَبَيْنَ صَلَاتِي وَقِرَاءَتِي يَلْبِسُهَا عَلَيَّ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ: ذَاكَ شَيْطَانٌ يُقَالُ لَهُ خَنْزَبٌ، فَإِذَا أَحْسَسْتَهُ فَتَعَوَّذْ بِاللهِ مِنْهُ، وَاتْفِلْ عَنْ يَسَارِكَ ثَلَاثًا، قَالَ فَفَعَلْتُ ذَلِكَ فَأَذْهَبَهُ اللهُ عَنِّي. رَوَاهُ مُسْلِمٌ فيِ الرُّقْيَةِ.
— О Посланник Аллаха, шайтан стал преградой между мной и моим намазом и кираатом. Он путает меня в кираате.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Это шайтан, которого называют Ханзаб. Когда ты почувствуешь его, произнеси “Аъузу биллахи” и трижды сплюнь в левую сторону.
Он сказал: “Я сделал так и Аллах устранил его от меня”».
Муслим привел в главе «Рукйа»[1].
Пояснение: Вопрос Усмана ибн Абул Āсса радияллаху анху касался васвасы (наущения) шайтана во время совершения намаза.
На основании этих хадисов в ханафитском мазхабе «Аъузу биллахи» принято произносить про себя.
[1] Рукйа — исцеление чтением, отчитыванием определенных аятов или сур Куръана: после тилавата (чтения) определенных аятов чтец дует на страдающего недугом целительным дуновеньем, образовавшимся вследствие чтения священных и пречистых целебных аятов (сур).
.