Передается от Абу Муса радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Пример того, с чем послал меня Аллах из наставления на праведный путь и знания, подобны примеру обильного дождя, выпавшему на землю. В некоторых местах земля оказалась хорошей, впитала воду и на ней выросли растения и много зелени. В некоторых местах она оказалась твердой, и вода на ней продержалась. Так, Аллах дал пользу этим людям. Они из него пили, орошали и сажали растительность. Некоторые места земли оказались гладкими, не держали воду и не вырастили растения. Вот это самое схоже с человеком, являющимся факихом в религии Аллаха. Ниспосланное Аллахом через меня дало ему пользу. Так, он научился сам. Обучил других. А другая похожа на человека, не обращавшего на это внимание. Еще одна похожа на того, кто не принял напутствие Аллаха, ниспосланное через меня. Передали два шейха.
Пояснение: Мы знакомы с повествователем этого хадиса Абу Муса радияллаху анху Пророк саллаллаху алайхи васаллам уподобляет воде исламский шариат и исламские знания, которые Аллах ниспослал через него, а людей уподобляет земле. В этом есть величайший смысл. Ибо знание, также, как и вода, считается жизнью. Водою живы растительность и живность на земле. А исламским знанием живы сердца и духи. Если дождевая вода оживляет землю, то наставление на праведный путь и знания оживляют сердца людей. В зависимости от того, как она взаимодействует с водой, почва разделяется на три вида. Точно также и люди делятся на три категории в зависимости от того, как они будут относиться к знаниям и наставлению, посланному через Пророка саллалаху алайхи васаллам. ≪Пример того, с чем послал меня Аллах из наставления на праведный путь и знания, подобны примеру обильного дождя, выпавшему на землю≫.Задача обильных дождей, выпавших на землю - оживить землю, взрастить на ней растительность, приносить пользу живности. Точно также, целью напутствий и знаний, ниспосланных через Пророка саллаллаху алайхи васаллам, является утолить душевно-моральную жажду людей, облагораживать их жизнь, удостоить их счастью в обоих мирах. Однако, по причине своей разнородности, разные виды почвы воспринимают влагу и извлекают из нее пользу поразному.
1. ≪В некоторых местах земля оказалась хорошей, впитала воду и на ней выросли растения и много зелени≫. Дождевая вода хорошо впитывается в благодатную землю. В первую очередь такая почва сама вдоволь напьется из той воды. К тому же, она взрастит на себе обильную растительность, принося пользу и другим. ≪Вот это самое схоже с человеком, являющимся факихом в религии Аллаха. Ниспосланное Аллахом через меня дало ему пользу. Так, он научился сам. Обучил других≫. Земля, впитавшая живительную влагу и прорастившая множество растений, похожа на факиха, глубоко знающего религию Аллаха. Так же, как и хорошая земля, которая вдоволь напилась водой, факих сначала сам изучает божественное наставление, исламское знание и получает пользу. Затем, подобно тому, как хорошая почва взращивает растительность, факих обучает других людей наставлению и знаниям, которыми воспользовался сам.
2. ≪В некоторых местах она оказалась твердой, и вода на ней продержалась. Так, Аллах дал пользу этим людям. Они из него пили, орошали и сажали растительность≫. В некоторых местах земля оказалась твердой. Она не впитала воду, не упилась ею и не извлекла пользу. Но она продержала воду у себя на поверхности. Люди воспользовались из накопившейся на ней воды. Они пили сами, поили свою живность ииспользовали в орошении растений. Такая земля, в отличие от благодатной почвы: ≪..похожа на человека, не обращавшего на это внимание≫. Земля, продержавшая на себе воду, не впитывая ее, похожа на человека, который не обращал должного внимания наставлениям и знаниям, ниспосланным через Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Такие люди в деяниях не следовали своим знаниям. Они хранят в себе знание, подобно тому, как твердая почва удерживает воду. Однако подобно твердой почве, которая удерживает на себе воду, но не пользуется ею, эти люди сами не пользуются из дарованного им напутствия и знаний. Но такая почва все же дает пользу другим. Из ее воды пьют люди, поят свою живность и орошают растительность. Точно также, у человека, который не следует своим знаниям, все же могут учиться те, кто будет следовать своим знаниям, принося пользу себе и другим.
3. ≪Некоторые места земли оказались гладкими, не держали воду и не вырастили растения≫. Такая почва не принесла никакой пользы ни себе, ни другим. ≪Еще одна похожа на того, кто не принял напутствие Аллаха, ниспосланное через меня≫. Такая почва подобна кафиру, не воспринявшему наставление и знание Ислама. Неверный не принимает наставление и не наставляет других.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Для пояснения сути чего-либо можно приводить наглядные примеры из жизни.
2. Подобно различным видам почвы, которые воспринимают влагу по-разному, люди по-разному относятся к наставлению и знаниям, ниспосланным через Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
3. Ислам призывает стремиться побольше получать наставления и знания, данные Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и обучать им других.
4. Ислам предостерегает от несоблюдения знаний в деяниях.
5. Нельзя оставаться в стороне от получения наставления и знаний. Мы должны неуклонно следовать этому благородному хадису в своей жизни. Чем больше мы получим наставлений и знаний, тем больше мы должны стремиться довести их до других. В то же время мы должны быть стойкими в принятых нами наставлениях, должны следовать нашим полученным знаниям. Никоим образом, ни в коем случае мы не должны быть равнодушными к божественному наставлению и знаниям, которые даны Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам! Только тогда, иншааллах, мы достигнем счастья в обоих мирах!
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.