39. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поспорили Адам и Муса алайхимассалаам пред своим Господом. И превзошел Адам Мусу.
Муса сказал: “Ты ли тот Адам, которого сотворил Аллах руками, и вдунул в тебя из Своего духа, и повелел пасть ниц ангелов перед тобой, и поместил тебя Свой рай, затем из-за твоего греха спустил людей на землю?”
Тогда Адам сказал: “Ты ли тот Муса, кого избрал Аллах Своим пророчеством и Своим Словом, и даровал тебе Скрижалей, в чем разъяснение всех вещей, и приблизил тебя собеседником? Знаешь ли ты, за сколько лет до того, как я сотворен, Аллах написал Таурат?”
Муса сказал: “За сорок лет”.
Адам сказал: “Нашел ли ты в нем, что «И ослушался Адам Господа своего и сбился?»”.
Сказал: “Да”.
“Неужели упрекаешь меня за то, что я совершил то, что предписал Аллах мне за сорок лет до того, как сотворил меня?!”, спросил Адам.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— И Адам превзошел Мусу».
Передали пятеро.
Пояснение: В этом хадисе говорится о тончайших нюансах одного из самых трудных вопросов, каковым является предустановление.
Этот вопрос всегда вызывал споры между людьми и стал предметом спора даже между двумя выдающимися пророками алайхимуссалам.
Этот хадис передается мухаддисами в разных вариантах. Все они дополняют друг друга. В одном из других вариантов говорится следующее:
«Муса сказал: “О Господь мой, покажи нам того, кто изгнал из рая и нас, и себя”.
И представил ему Аллах его отца Адама.
“Ты наш отец Адам?”, спросил он.
“Да”, ответил он.
“Ты ли тот, в кого Аллах вдунул от Своего духа, научил все имена и повелел ангелам пасть ниц перед тобой?”, спросил он.
“Да”, ответил он.
“Что вынудило тебя изгнать и нас, и себя из рая?”, спросил Муса.
“Кто ты?”, спросил Адам.
“Я — Муса”, сказал Муса.
“Ты ли тот, кого Аллах избрал Своим пророчеством? Ты ли тот пророк сынов Исраила, с кем Аллах говорил, находясь за завесой без посредников из Своих созданий между Собой и тобой?”, спросил он.
“Да”, сказал Муса.
“Неужели ты не знал, что это было в книге Аллаха до моего сотворения? Неужели ты упрекаешь меня в том, что предустановлено Аллахом до меня?”, спросил он.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам трижды сказал:
— И Адам превзошел Мусу. И Адам превзошел Мусу. И Адам превзошел Мусу».
Следует сразу отмести ложные толкования этого хадиса, которые могут прийти на ум при поверхностно-буквалистском следовании за словами. В хадисе речь совершенно не идет о том, что якобы Аллах субханаху ва таъала вынудил Адама алайхиссалам сделать ошибку. Адам алайхиссалам даже и не пытается оправдать себя в том, что он совершил ту злополучную ошибку, съев плод запретного дерева. Он и не говорит: «Не обвиняйте меня в этом, поскольку-де это Аллах вынудил меня сделать это». Смысл хадиса совершенно иной!
Во-первых, факт признания Адамом алайхиссалам своей ошибки и покаяния в этом подтвержен Священным Куръаном. Всевышний Аллах спросил Адама алайхиссалам: «Почему ты съел запретное?». На это Адам алайхиссалам не сказал: о Господь мой, я съел его, поскольку Ты Сам предустановил это. Наоборот, он сказал: «Господь наш! Мы поступили несправедливо к себе, и если не простишь нам и не помилуешь нас, непременно будем из потерпевших убыток».
Пророк Божий Адам алайхиссалам не может говорить Аллаху субханаху ва таъала одно, а Мусе алайхиссалам — противоположное. Он не может говорить о совершенной им ошибке Аллаху: «Я виновен», а Мусе алайхиссалам: «Я не виновен».
Таким образом, в изучаемом нами хадисе речь не идет о том, что Адам алайхиссалам не признает свою вину и пытается оправдать себя, ссылаясь на судьбу. Но о чем же в таком случае идет речь?
При изучении хадисов по данной тематике, становится ясным следующее: Муса алайхиссалам в свое время перенес очень много страданий. Он видел и то, что помимо него другие люди также переживали серьезные испытания.
Он также был живим свидетелем страданий, которые терпел род сынов Исраила от египтян. Несомненно, что он задавался вопросом о причине этих страданий. В конце концов он пришел и к такому предположению: «Может быть, всего этого не было бы, если бы Адам не был изгнан из рая?». Он пришел к предположению, что все беды исходят из первой ошибки, совершенной Адамом алайхиссалам[1].
Именно поэтому, обращаясь к Аллаху субханаху ва таъала, он говорит: «О Господь мой, покажи нам того, из-за которого и мы, и сам он был изгнан из рая».
Тогда Аллах субханаху ва таъала показал ему его праотца Адама алайхиссалам и между ними состоялся тот памятный спор. При внимательном изучении слов каждого из участников спора многое становится понятным.
[1] И не только он. На данном тезисе основано учение, изложенное в сочинениях апостола Павла Тарсийского, 14 посланий которого включены в христианский «Новый Завет»
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.