Передается от Абу Джухайфы радияллаху анху: ≪Я сказал Али: ≪При вас есть книга?≫ ≪Нет! Кроме Книги Аллаха, соображения, дарованного мусульманину, и того, что на этой странице ≫. ≪Что на этой странице?≫ - спросил я. ≪Возмездие крови, освобождение пленного и то, что мусульманин не убивается из-за кафира≫.
Пояснение: Сначала познакомимся с Абу Джухайфой радияллаху анху поближе: Абдуллах ибн Муслим ибн Джанада ас-Суваи (куня - Абу Джухайфа). Он не достиг зрелого возраста, когда скончался Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Проживал в Куфе. Стал главой здешней казны. Был одним из охранников почтенного Али радияллаху анху. Абу Джухайфа радияллаху анху передал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам множество хадисов. От него передавали его сын Авн, Абу Исхак Саъби, Исмаил ибн Абу Халид, Али ибн Аркам и другие. Три автора сборников ≪Сахих≫ включили в свои книги собранные им хадисы. Абу Джухайфа умер в 63 году хиджры, когда Башр ибн Марван был губернатором в Ираке. Он - последний сподвижник, умерший в Куфе. Абу Джухайфа рассказывает о беседе, состоявшейся между ним и почтенным Али ибн Абу Талиб карамаллаху ваджхаху.
Он спросил: ≪При вас есть книга?≫ Этот вопрос означает ≪Вы являетесь домочадцами Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Оставил ли он вам завещание или что-либо другое в письменном виде?≫. Почтенный Али радияллаху анху ответил: ≪Нет! Кроме Книги Аллаха, соображения, дарованного мусульманину, и того, что на этой странице ≫. Пророк саллаллаху алайхи васаллам не оставил своим домочадцам отдельное завещание или что- либо другое в письменной форме.
У домочадцев оказались оставленными, как и для всех других мусульман, всего лишь три вещи:
1. ≪Книга Аллаха≫. Священный Куръан
2. ≪Соображение, дарованное мусульманину≫. Сообразительность представителей домочадцев Пророка саллаллаху алайхи васаллам не отличается от других мусульман по мере своих способностей и уровня. Она может быть у одних меньше, у других больше. Она не зависит от происхождения, возраста, времени и места проживания, а зависит от того, насколько дано Аллахом, приложено усилий обретению знаний, от степени ихласа. Ученые приводят этому пример из жизни сподвижников. Почтенный Умар радияллаху анху принял в собрание совета одного из юных сподвижников - Абдуллаха ибн Аббаса. Некоторые сподвижники выразили свое недовольство - не стоило принять в совет молодого юнца. Тогда почтенный Умар, собрав их всех, зовет Абдуллаха ибн Аббаса и спрашиваетвсех о мудрости ниспослания суры ≪Иза жааъа насруллахи валфатху≫. Каждый отвечает по мере своих знаний. Последним он спрашивает Ибн Аббаса радияллаху анху. Тот отвечает: ≪Эта сура извещает о близости кончины Пророка саллаллаху алайхи васаллам≫. Тогда почтенный Умар радияллаху анху говорит: ≪И я понял в ней только такой смысл≫. Таким образом он доказывает, что и молодой человек может понимать Куръан и шариат глубже, чем старшие. Все поняли, что Ибн Аббас был включен в совет не зря.
3. ≪И того, что на этой странице≫. Это была бумага с текстом, которая была свернута свитком и бережно помещена в ножны меча. Все знали об этом. Почтенный Али указал Абу Джухайфе радияллаху анху именно на ту страницу Тогда Абу Джухайфа радияллаху анху спросил: ≪Что на этой странице?≫ Почтенный Али радияллаху анху ответил: ≪Возмездие крови, освобождение пленного и то, что мусульманин не убивается из-за кафира≫.
На этой странице были изложены три вопроса:
1. ≪Возмездие крови≫ По шариату Ислама человек, убивший кого-либо по ошибке, платит выкуп крови. В те времена в качестве выкупа наследникам убитого выдавалось количество верблюдов определенного возраста, с определенными свойствами. В этой странице было написано о необходимости выдачи таких верблюдов.
2. ≪Освобождение пленного≫. В Исламе очень много призывов к освобождению пленных. В единственной странице, оставшейся от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, было сказано именно об этом, что указывает его чрезвычайную важность. Эта страница указывает на необходимость письменного изложения нужных вещей и хранения их в качестве документа. Не будет преувеличением сказать, что внедрение письменного закрепления важных вопросов тысячи четыреста лет назад было первым шагом на пути важных перемен в истории человечества. У других народов подобных действий не имеется. Основу бережного хранения знаний посредством письменности заложили мусульмане. Поэтому мухаддисы, посвятив этому вопросу отдельные главы, приводили хадисы.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.